Статья 114. Авиационные работы

1. Авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 №114-ФЗ, от 30.12.2008 №309-ФЗ)
2. Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
3. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать условия выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнение, связанные с экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории транспортных средств и людей. Согласование указанных условий и ограничений возлагается на заказчика авиационных работ.

Автор комментария: О.И. Аксаментов

1. В соответствии с п.1 комментируемой статьи к авиационным работам относятся работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Цитируемая норма указывает, что авиационные работы выполняются посредством транспортного средства, предназначенного для перемещения в воздушном пространстве, воздушного судна. Причем, гражданского воздушного судна. Гражданские воздушные суда используются в целях гражданской авиации (коммерческой гражданской авиации и/или авиации общего назначения). Использование воздушного судна в целях коммерческой гражданской авиации означает, что на воздушном судне осуществляются воздушные перевозки и/или выполняются авиационные работы (п.1 ст.21 ВК РФ). Иными словами, коммерческая гражданская авиация предполагает использование воздушного судна в качестве средства производства, в отличие от авиации общего назначения, где воздушное судно используется для удовлетворения личных потребностей, то есть является предметом потребления.

2. Использование гражданского воздушного судна для полетов является обязательным признаком всякой авиационной работы. Лицо, использующее гражданское воздушное судно для полетов в целях коммерческой гражданской авиации, является эксплуатантом коммерческой гражданской авиации (отсылаем читателя к комментарию к ст.61 ВК РФ). Порядок проведения обязательной сертификации юридических и физических лиц, выполняющих, в частности, авиационные работы, установлен приказом Министерства транспорта РФ от 04.02.2003 №11 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации».

3. Использование гражданского воздушного судна в качестве средства производства во всяком случае предполагает вступление эксплуатанта в имущественные отношения с другими участниками гражданского оборота и опосредуется гражданско-правовым договором. В том случае, если объектом договора являются действия (деятельность), требующая использования гражданского воздушного судна, то данный договор характеризуется как договор на выполнение авиационных работ. Стороны договора на выполнение авиационных работ самостоятельно выбирают договорную конструкцию, соответствующую виду авиационной работы, которую необходимо выполнить. Соответственно, выбор сторонами договорной конструкции непосредственно зависит от природы объекта договора, то есть от конкретного вида действий (деятельности), которое(-ую) обязуется выполнить подрядчик с использованием воздушного судна.
Таким образом, под авиационными работами следует понимать один из способов использования воздушного судна в целях коммерческой гражданской авиации.

4. В п.1 комментируемой статьи приводится примерный перечень сфер общественной деятельности, где возможны авиационные работы: в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации. Из буквального толкования п.1 ст.114 ВК РФ видно, что «другие цели» выполнения авиационных работ могут быть установлены только уполномоченным органом в области гражданской авиации, что противоречит такому принципу гражданского права, как «свобода договора».
На сегодняшний день нет уполномоченного органа в области гражданской авиации к компетенции которого относится установление перечня различного целевого назначения авиационных работ. Следовательно, дать исчерпывающий перечень конкретных видов деятельности относящихся к авиационным работам сегодня не представляется возможным. Более того, положение об отнесении установления перечня целей выполнения авиационных работ (читай, видов авиационных работ) к компетенции уполномоченного органа в области гражданской авиации de lege ferenda не должно существовать, поскольку является нарушением принципа свободы договора (п.2 ст.1, ст.421 ГК РФ).
Однако, до сих пор сохраняет юридическую силу ведомственного нормативного правового акта приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 09.12.1999 №130 «О классификации авиационных работ по видам и их назначению», содержание которого не вполне корректно соотносится с его названием. Так, в п.1 приказа от 09.12.1999 №130 впервые вводится дефиниция «транспортной работы», которая раскрывается через понятие «перевозка».
В п.2 приказа от 09.12.1999 №130 приводится перечень работ по применению авиации в отраслях экономики, где также несложно отметить слабый уровень юридической техники. Так, несмотря на то, что цитируемый приказ принят в целях дальнейшего совершенствования классификации авиационных работ по видам и их назначению, в нем отсутствует единый классификационный критерий перечня «работ», которые раскрываются через: «полеты» (пп.2.1-2.2., 2.9-2.11, 2.13); «обслуживание» (пп.2.4-2.6, 2.12); «производство» (п.2.7); «перегонка» (п.2.8); «перевозки» (п.2.14).
Более того, в п.2.15 приказа от 09.12.1999 №130 говорится, что к работам по применению авиации в отраслях экономики относятся также прочие виды работ по договорам с предприятиями и организациями, оплачиваемые заказчиком. Данное положение позволяет говорить о том, что приведенный в приказе от 09.12.1999 №130 перечень видов авиационных работ является открытым, а следовательно, стороны договора на выполнение авиационных работ могут согласовать любые иные работы, нежели приводятся в цитируемом приказе, что в целом согласуется с принципом свободы договора, а также принципом дозволительной направленности гражданско-правового регулирования (п.2 ст.1, ст.421 ГК РФ).

5. В п.2 комментируемой статьи говорится, что общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами. Под правилами выполнения авиационных работ (как общими, так и отдельных видов), следует понимать обязательные для сторон договора на выполнение авиационных работ правила поведения публично-правового характера. Однако, как представляется, установленная п.2 комментируемой статьи норма изложена не совсем корректно с юридико-технической точки зрения. Речь, в данном случае, следует вести о правилах, устанавливающих порядок выполнения полетов при выполнении авиационных работ, что в целом соответствует предмету регулирования воздушного законодательства, и воздушного кодекса в частности.
Так, в п.18 Федеральных правил использования воздушного пространства (ФПИВП), утвержденных постановление Правительства РФ от 22.09.1999 №1084, сказано, что район авиационных работ является отдельным элементом структуры воздушного пространства, что предполагает соответствующий публично-правовой режим. Для проведения авиационных работ могут устанавливаться районы авиационных работ. Границы постоянных районов авиационных работ устанавливаются военными секторами центров ЕС ОрВД по представлению пользователей воздушного пространства (п.39 ФПИВП).
В п.97 ФПИВП сказано, что федеральные авиационные правила, регулирующие порядок выполнения полетов воздушных судов по воздушным трассам, местным воздушным линиям, в районах авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, разрабатываются с учетом требований настоящих Федеральных правил и утверждаются Федеральной службой воздушного транспорта России по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.

6. В п.3 комментируемой статьи говорится, что органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать условия выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнение, связанные с экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории транспортных средств и людей. Согласование указанных условий и ограничений возлагается на заказчика авиационных работ.
Данная норма является бланкетной, поскольку отсылает к правопорядку, установленному на уровне органов государственной власти субъекта РФ. В то же время, цитируема норма является альтернативной, поскольку установление условий выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнения зависит от усмотрения компетентного органа государственной власти субъекта РФ. Однако, для данного усмотрения не достаточно только одной воли органа законодательной или исполнительной власти субъекта РФ. Необходимо, чтобы установленные условия выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнение были сопряжены с одним из (или с двумя одновременно) предусмотренных в п.3 комментируемой статьи юридических фактов, а именно: экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории транспортных средств и людей.