SITA
Международное общество авиационной электросвязи (СИТА) было создано на паевых началах в феврале 1949 г. на основе Устава, подписанного представителями 11 авиакомпаний из Англии, Бельгии, Голландии, Дании, Норвегии, США, Франции, Швеции и Швейцарии. Местонахождение – Брюссель. Официальные языки – французский и английский. Срок деятельности Общества – 30 лет, он может быть продлен еще на 30 лет.
В соответствии с Уставом в цели Общества входит: изучение, создание, приобретение, применение и эксплуатация во всех странах средств, необходимых для передачи и обработки любой информации, связанной с работой авиатранспортных организаций – членов СИТА, за исключением телеграмм частного характера. Оно может также обеспечивать связь по просьбе правительственных или международных организаций, служб связи «воздух – земля» и аэронавигационных служб на основе подписанных с этими организациями соглашений (ст. 3).
Любая компания, имеющая самолеты для перевозки людей, почты и грузов, может вступить в СИТА, причем преимущественным правом вступления пользуются авиакомпании – члены ИАТА (ст. 8).
Все заявления должны подаваться в письменной форме в Совет директоров, который решает вопрос о приеме. Высший орган СИТА – Генеральная ассамблея, созываемая раз в год. В ее работе участвуют генеральные директора авиакомпаний – членов СИТА. Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет организации, решает вопросы по дальнейшему развитию и автоматизации центров связи Общества, избирает Совет директоров. Все члены СИТА являются членами Генеральной ассамблеи. Голосование проводится в соответствии с размером вклада члена организации.
В период между сессиями Генеральной ассамблеи всей деятельностью организации руководит Совет директоров в количестве не менее трех, но не более пятнадцати членов. В состав Совета, который собирается раз в квартал, входят генеральные директора авиапредприятий-членов СИТА, имеющих не менее 50 единиц долевого участия; авиакомпании, имеющие меньшее количество долей, территориально объединяются в группу, составляющую не менее 50 долей, и избирают одного уполномоченного в Совет директоров. Из состава Совета директоров Генеральная ассамблея назначает Исполнительный комитет из трех человек, который осуществляет руководство текущей деятельностью Общества.
Бюджет СИТА состоит из долевых взносов авиакомпаний-членов. Размер долевого участия ежегодно пересматривается. Доля каждого члена определяется пропорционально использованию им средств связи Общества. Каждый член располагает минимум одной частью, а члены, представляющие страну или одну финансовую группу, не могут владеть более чем 20% капитала организации.
С целью обеспечения нужд авиапредприятий – членов СИТА, осуществляющих международные полеты, за период деятельности Общества на всех континентах было создано свыше 150 центров организации. Главной задачей всех этих центров является обеспечение быстрого прохождения коммерческих телеграмм авиапредприятий-членов. Кооперирование авиакомпаний в рамках СИТА значительно снижает их расходы, освобождая от необходимости содержать и обслуживать дорогостоящие принимающие и передающие устройства, в то же время позволяет пользоваться новейшими автоматизированными средствами связи.
В своей деятельности СИТА тесно сотрудничает с ИАТА.
(Международное воздушное право. Книга 1. М.: Изд. Наука., 1980. С.242-243. Авторы главы VII – В.Д. Бордунов, Ю.М. Смирнов)
Вернуться к списку