Коммерческие права ("свободы воздуха")
Коммерческие права («свободы воздуха»)
В международном воздушном праве коммерческие права подразделяются, в зависимости от их объема, на несколько категорий – так называемые «свободы воздуха». На сегодняшний день практика регулирования международных воздушных сообщений позволяет выделить следующие «свободы воздуха»:
первая «свобода воздуха» предполагает право назначенного государством авиапредприятия осуществлять транзитный полет без посадки на территории государства, предоставившего это право;
вторая «свобода воздуха» – право назначенного государством авиапредприятия выполнять транзитный полет через иностранную территорию с посадкой в некоммерческих целях (то есть посадкой с целью иной, чем принятие на борт или выгрузка пассажиров, груза или почты);
третья «свобода воздуха» означает право назначенного государством авиапредприятия высаживать на территории государства-партнера по соглашению о воздушном сообщении пассажиров и выгружать грузы и почту, взятые на борт воздушного судна на территории государства, назначившего данное авиапредприятие;
четвертая «свобода воздуха» означает право назначенного государством авиапредприятия принимать на борт воздушного судна на территории государства-партнера по соглашению о воздушном сообщении пассажиров, грузы и почту, которые направляются на территорию государства, назначившего данное авиапредприятие;
пятая «свобода воздуха» означает право назначенного авиапредприятия принимать на территории страны-партнера по соглашению о воздушном сообщении пассажиров, направляющихся на территорию третьего государства, а также адресуемые туда же груз и почту и право авиапредприятия высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, следующие с территории такого третьего государства, в стране-партнере по соглашению;
шестая «свобода воздуха» – право назначенного авиапредприятия осуществлять авиаперевозки пассажиров, груза и почты между страной-партнером по соглашению и третьей страной в обоих направлениях через свою территорию;
седьмая «свобода воздуха» – право назначенного авиапредприятия осуществлять авиаперевозки пассажиров, груза и почты между страной-партнером по соглашению и третьей страной в обоих направлениях, используя для этого воздушную линию, не проходящую над территорией своей собственной страны.
(из книги Баталова А.А. Современное международно-правовое регулирование воздушных сообщений: теория и практика. - М.: Зерцало, 2008. – С.28)