Статья 67. Документация, имеющаяся на борту воздушного судна
1. Каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту следующую документацию:
1) судовые документы:
свидетельство о государственной регистрации;
сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 61 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно);
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 18.07.2006 N 114-ФЗ;
2) соответствующие документы на каждого члена экипажа;
3) документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Государственное воздушное судно и экспериментальное воздушное судно должны иметь на борту документы, перечень которых устанавливается соответственно уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Автор комментария: О.И. Аксаментов, А.М. Бобков Актуальность: 12.02.2014
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), одним из необходимых условий допуска воздушного судна к полету является наличие на борту такого воздушного судна соответствующей документации. Данное условие равным образом применимо как к гражданским, так и к государственным и к экспериментальным воздушным судам. Для более подробного изучения вопроса о видах воздушных судов в зависимости от государственной регистрации (государственного учета) воздушного судна, отсылаем читателя к комментарию к статье 33 ВК РФ. В то же самое время необходимо помнить, что к полетам допускает воздушное судно уже допущенное к эксплуатации. Более подробно о порядке допуска к эксплуатации гражданских и государственных воздушных судов говорится в комментарии к статье 36 ВК РФ.
2. В пункте 1 комментируемой статьи приводится перечень документов (документация), которые должны быть на борту гражданского воздушного судна во время выполнения полета. Всю необходимую для допуска к полету документацию условно можно разделить на три части:: 1) судовые документы; 2) соответствующие документы на каждого члена экипажа (как летного экипажа, так и кабинного экипажа); 3) документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Приведенный в подпункте 1 пункта 1 комментируемой статьи перечень судовых документов гражданского воздушного судна является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Данный перечень судовых документов, из числа документации, имеющейся на борту гражданского воздушного судна, соответствует перечню документов, приведенному в статье 29 Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в Чикаго 7 декабря 1944 года (далее – Чикагская конвенция 1944 года), согласно которой каждое воздушное судно Договаривающегося государства, занятое в международной навигации, в соответствии с условиями, установленными настоящей Конвенцией, имеет на борту следующие документы:
а) свидетельство о его регистрации;
b) удостоверение о его годности к полетам;
с) соответствующие свидетельства на каждого члена экипажа;
d) бортовой журнал;
е) если оно оборудовано радиоаппаратурой – разрешение на бортовую радиостанцию;
f) если оно перевозит пассажиров – список их фамилий с указанием пунктов отправления и назначения;
g) если оно перевозит груз – манифест и подробные декларации на груз.
3. Положение комментируемой статьи о наличии на борту гражданского воздушного судна бортового и санитарного журналов, а также руководства по летной эксплуатации (РЛЭ), сформулировано как императивное. Исключение из правила предусмотрено для допуска к полетам сверхлегких гражданских воздушных судов (воздушных судов, максимальный взлетный вес которых составляет не более 495 кг без учета веса авиационных средств спасания), – наличие указанных судовых документов на борту воздушного судна необязательно.
Во всяком случае необходимо помнить, что география действия ВК РФ ограничивается территорией Российской Федерации, а следовательно, приведенное правило применимо только при выполнении внутренних полетов.
Так, в соответствии с пунктом 2.22 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 №128 (далее – ФАП-128), для воздушного судна ведется бортовой журнал, который содержит следующие записи:
государственный и регистрационный опознавательные знаки воздушного судна;
дата записи;
фамилия КВС;
пункты и время вылета и прибытия;
выявленные или предполагаемые неисправности воздушного судна;
подпись КВС;
другие сведения, предусмотренные эксплуатантом.
При выполнении полетов в целях АОН с составом экипажа воздушного судна из одного пилота, в качестве бортового журнала может использоваться летная книжка пилота.
В соответствии с пунктом 2.23 ФАП-128, для воздушного судна ведется санитарный журнал, в котором отражается информация о санитарных мероприятиях, проведенных на воздушном судне. По решению владельца или эксплуатанта воздушного судна в качестве санитарного журнала может использоваться бортовой журнал.
4. При выполнении международных полетов эксплуатант должен руководствоваться нормами международного договора – статьями 29 и 34 Чикагской конвенции 1944 года, то есть, на борту каждого гражданского воздушного судна (в том числе сверхлегкого), ведется бортовой журнал, в который заносятся данные о воздушном судне, его экипаже и каждом полете в такой форме, какая может время от времени устанавливаться в соответствии с Чикагской конвенцией 1944 года. В статье 29 Чикагской конвенции 1944 года санитарный журнал и руководство по летной эксплуатации в числе прочих судовых документов не упоминаются.
Как сказано в пункте 2.2.2 Руководства по упрощению формальностей (Doc 9957, Издание первое, 2011 год), стандартные формы, подлежащие использованию для идентификации и оформления гражданских воздушных судов и их груза, были разработаны рабочей группой, созданной сразу же после подписания Чикагской конвенции в декабре 1944 года. Большое значение придавалось стандартизации и простоте форм и процедур. Предполагалось, что указанные формы будут подготавливаться до вылета воздушного судна из пункта отправления и заполняться до прибытия в пункт назначения, с тем чтобы минимизировать время, необходимое для проверки и оформления.
Генеральная декларация. Формат генеральной декларации приводится в добавлении 1 Приложения 9 к Чикагской конвенции 1944 года и воспроизводится в конце главы 2 Руководства по упрощению формальностей. Эта форма используется для идентификации воздушного судна и его эксплуатанта государственными полномочными органами по прибытии из иностранного пункта или перед его вылетом в иностранный пункт назначения. Она также используется для предоставления информации о маршруте полета, фамилиях и национальности членов экипажа, количестве пассажиров и (в случае прибытия) подробных сведений о любых связанных со здоровьем проблем, которые могли возникнуть на борту во время полета. Генеральная декларация выполняет полезную функцию как часть регистрируемых данных эксплуатанта воздушного судна и зачастую используется для засвидетельствования утверждений эксплуатанта воздушного судна при обращении с просьбой об освобождении от административных санкций. при обращении с просьбой об освобождении от административных санкций. Более того, генеральная декларация упоминается в части I Приложения 6 к Чикагской конвенции 1944 года как документ, признаваемый вместо бортового журнала. (Стандарты 2.10 и 2.11) (пункт 2.2.3 Руководства по упрощению формальностей (Doc 9957, Издание первое, 2011 год).
Пассажирская ведомость. Формат пассажирской ведомости приводится в добавлении 2 Приложения 9 к Чикагской конвенции 1944 года и воспроизводится в конце главы 2 Руководства по упрощению формальностей. Эта форма используется для представления перечня пассажиров, осуществляющих посадку на борт воздушного судна или высадку из воздушного судна, занятого в международной воздушной навигации. Помимо указания подробных сведений о владельце/эксплуатанте воздушного судна и полетной информации требуются идентификационные данные пассажиров, но они ограничены информацией о фамилии, пункте отправления/назначения по каждому пассажиру, как это предусмотрено статьей 29 Чикагской конвенции. По этой причине данный документ имеет ограниченную пользу для целей оценки риска. В большинстве случаев указанная форма служит для полномочных органов как средство учета каждого пассажира, что представляет собой минимальную ценность в современном аэропорту, поскольку прибывающие пассажиры физически контролируются в зоне между воздушным судном и пунктом контроля, и они идентифицируют себя путем представления своих паспортов или других удостоверяющих личность документов. личность документов. Поэтому в Приложении 9 к Чикагской конвенции 1944 года не предусмотрено обязательное требование о представлении пассажирской ведомости полномочным органам контроля (Стандарт 2.12) (пункт 2.2.4 Руководства по упрощению формальностей (Doc 9957, Издание первое, 2011 год).
Грузовая ведомость. Формат грузовой ведомости приводится в добавлении 3 Приложения 9 к Чикагской конвенции 1944 года и воспроизводится в конце главы 2 Руководства по упрощению формальностей. Эта форма используется для представления перечня грузоотправлений, которые были погружены на вылетающее воздушное судно или подлежат выгрузке из прибывающего воздушного судна, как это предусмотрено статьей 29 Чикагской конвенции. Помимо подробных идентификационных данных о владельце/эксплуатанте воздушного судна и полетной информации, требуется информация, идентифицирующая каждое грузоотправление – номер авиагрузовой накладной, сведения об упаковках и характер товаров. Дополнительная подробная информация по каждому грузовому месту указывается в отдельных авиагрузовых накладных, которые также необходимо представлять в некоторых государствах как часть грузовой ведомости. В редких случаях государство может требовать только авиагрузовые накладные с частично заполненной грузовой ведомостью (Стандарт 2.13) (пункт 2.2.7 Руководства по упрощению формальностей (Doc 9957, Издание первое, 2011 год).
5. На борту гражданского воздушного судна должны находиться оригиналы всех судовых документов и документов на каждого члена экипажа, предусмотренных пунктом 1 комментируемой статьи, за исключением сертификата (свидетельства) эксплуатанта, который должен быть представлен на борту воздушного судна в виде надлежащим образом заверенной копии. В ВК РФ особых норм, регламентирующих требования к копии сертификата эксплуатанта нет.
Однако, при выполнении международных полетов, на борту самолета находятся официально заверенная копия сертификата эксплуатанта, и копии разрешений, условий и ограничений, относящихся к данному типу самолета и установленных в связи с этим сертификатом. В том случае, когда сертификат и связанные с ним разрешения, условия и ограничения составлены государством эксплуатанта не на английском языке, включается английский перевод (стандарт 6.1.2. Приложения 6 к Чикагской конвенции 1944 года).
Поскольку сертификат эксплуатанта подтверждает соответствие эксплуатанта установленным нормативно сертификационным требованиям и выдается уполномоченным органом в области гражданской авиации (в настоящее время – Росавиация), следовательно, официально заверенная копия сертификата эксплутанта, содержащая все реквизиты такого сертификата, также как и оригинал будет обладать признаком публичной достоверности.
6. Положение, предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 комментируемой статьи о том, что на борту гражданского воздушного судна должны находиться документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации, означает, что по усмотрению уполномоченного органа, к компетенции которого относится государственная функция по нормативно-правовому регулированию в области гражданской авиации (в настоящее время – Минтранс России и Правительство Российской Федерации), перечень необходимых для допуска к полету гражданского воздушного судна документов может быть расширен. Однако, во всяком случае такой «дополнительный» перечень должен быть предусмотрен приказом Минтранса России или постановлением Правительства Российской Федерации.
Для более подробного изучения материала о понятии, видах и компетенции уполномоченных органов, отсылаем читателя к комментарию к статье 6 ВК РФ.
7. Так, в соответствии с пунктом 2.20 ФАП-128 при полете в целях выполнения авиационных работ или АОН, на борту воздушных судов должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц:
свидетельство о государственной регистрации;
сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев выполнения полетов на сверхлегких и легких воздушных судах в целях АОН;
сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
бортовой и санитарный журналы, РЛЭ (при эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, РЛЭ необязательно);
разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой;
свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы, подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья;
список находящихся на борту воздушного судна лиц, указанный в пункте 2.21 настоящих Правил;
в случае, если на борту отсутствует владелец воздушного судна, то КВС должен иметь доверенность в произвольной форме, уполномочивающую его управлять воздушным судном от имени владельца воздушного судна, или, при выполнении полетов на воздушных судах, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта – задание на полет, оформленное эксплуатантом;
при выполнении международных полетов – правила, предусмотренные главой LI Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства от 31.03.2002 №136/42/51, для КВС перехватываемых воздушных судов;
при выполнении международных полетов – информация о визуальных сигналах, используемых согласно Приложению 7 к Федеральным авиационным Правилам полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства от 31.03.2002 №136/42/51, перехватывающими и перехватываемыми воздушными судами.
8. Необходимо также учитывать, что не все воздушные суда, используемые для полетов, подлежат государственной регистрации, а следовательно, не имеют свидетельство о государственной регистрации. Так, в пункте 2 Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, утвержденного приказом Минтранса России от 18.11.2011 №287, говорится, что сверхлегкие воздушные суда подлежат государственной регистрации в Федеральном агентстве воздушного транспорта с выдачей свидетельства о государственной регистрации сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, причем метеорологические шары-пилоты, неуправляемые аэростаты, а также сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат (абзац второй пункта 2).
Как представляется, определенная сложность может возникать при использовании таких воздушных судов для выполнения международных полетов, поскольку, как уже упоминалось выше, в соответствии со статьей 29 Чикагской конвенции 1944 года наличие на борту воздушного судна свидетельства о государственной регистрации является обязательным.
Кроме того, в соответствии со статьей 20 Чикагской конвенции 1944 года, каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет соответствующие национальные и регистрационные опознавательные знаки. Для более подробного изучения вопроса о государственной регистрации воздушных судов отсылаем читателя к комментарию к статье 33 ВК РФ.
9. Касательно императивного требования о наличии копии сертификата (свидетельства) эксплуатанта на борту гражданского воздушного судна среди прочих судовых документов, необходимо помнить об исключении, предусмотренном пунктом 4 статьи 61 ВК РФ. Так, эксплуатант легкого гражданского воздушного судна, а также сверхлегкого гражданского воздушного судна при использовании таких воздушных судов в целях авиации общего назначения, освобождается от обязанности получения сертификата (свидетельства) эксплуатанта. Следовательно, вышеуказанные эксплуатанты также не должны иметь на борту воздушного судна сертификат эксплуатанта ввиду его отсутствия.
Для более подробного изучения вопроса о правовом статусе эксплуатанта отсылаем читателя к комментарию к статье 61 ВК РФ.
10. Согласно пункту 2 комментируемой статьи, государственное воздушное судно и экспериментальное воздушное судно должны иметь на борту документы, перечень которых устанавливается соответственно уполномоченным органом в области обороны (в настоящее время – Министерство обороны Российской Федерации) и уполномоченным органом в области оборонной промышленности (в настоящее время – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации).