Статья 62. Коммерческая деятельность в области гражданской авиации российских авиационных предприятий и российских индивидуальных предпринимателей

Российские авиационные предприятия и российские индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации при наличии лицензий, полученных в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

Автор комментария: О.И. Аксаментов

1. Адресатами комментируемой статьи являются российские субъекты воздушного права – авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели. Требования к иностранным субъектам воздушного права – авиационным предприятиям, международным эксплуатационным агентствам и индивидуальным предпринимателям, приводятся в ст.63 ВК РФ.

2. Понятие «Коммерческая деятельность» используется в российском национальном законодательстве как синонимом понятия «Предпринимательская деятельность».
В абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ сказано, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из приведенного определения предпринимательской деятельности, можно выделить четыре квалифицирующих признака, каждый из которых необходим, а все вместе достаточны для того, чтобы рассматриваемая деятельность считалась предпринимательской, а именно:
– самостоятельность предпринимательской деятельности. Данный признак означает, что предпринимательская деятельность организуется лицом по своему усмотрению. Признак самостоятельности указывает на волевой источник деятельности. Физические и юридические лица самостоятельно, то есть своей властью и в своем интересе осуществляют предпринимательскую деятельность. Если деятельность лица не является самостоятельной, то она не относится к предпринимательской.
– рисковый характер предпринимательской деятельности. Данный признак означает, что в результате деятельности предпринимателя возможна как прибыль, так и убытки. Физические и юридические лица планируют и моделирует свою деятельность таким образом, чтобы она была максимально прибыльной. Однако, предпринимательский риск состоит в том, что лицо не может предсказать наверняка итог своей деятельности.
– направленность предпринимательской деятельности на систематическое получение прибыли. Данный признак означает, что извлечение прибыли является основной, но не обязательно единственной целью деятельности предпринимателя. Если извлечение прибыли не является основной целью деятельности лица, то оно не есть предприниматель, а его деятельность не может быть отнесена к предпринимательской. Систематическое извлечение прибыли характеризуется неоднократностью поступлений в результате осуществления однородной деятельности.
– осуществление предпринимательской деятельности лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Данный признак относится, прежде всего, к физическим лицам. Только граждане для того, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей[1]. Государственная регистрация имеет для граждан конститутивное и легитимирующее значение. Конститутивное – потому, что с момента государственной регистрации они приобретают особый правовой статус – статус индивидуального предпринимателя; легитимирующее – потому, что только с момента государственной регистрации их деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли, становится правомерной[2].
Что же касается юридических лиц, то какой-либо специальной государственной регистрации их в качестве предпринимателей в настоящее время не предусмотрено.

3. Комментируемая статья устанавливает требование наличия лицензии[3] для авиационного предприятия или индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность в области гражданской авиации. В данном случае речь идет об использовании физическим или юридическим лицом воздушного судна в целях коммерческой гражданской авиации.
Согласно п.2 ст.21 ВК РФ, гражданская авиация, используемая для осуществления воздушных перевозок и(или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации (отсылаем читателя к комментарию к ст.21 ВК РФ).
Согласно п.1 ст.61 ВК РФ, под авиационным предприятием понимается юридическое лицо, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок и(или) выполнение авиационных работ (отсылаем читателя к комментарию к ст.61 ВК РФ).
Принимая во внимание вышеизложенное в данном пункте, по смыслу комментируемой статьи, получение лицензии необходимо в равной степени, как при осуществлении воздушных перевозок, так и при выполнении авиационных работ.
Однако, перечень видов деятельности, на осуществление которых необходимо получение лицензии, относится к компетенции специального Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», и приводится в нем исчерпывающим образом[4]. Следовательно, норма права, закрепленная в комментируемой статье, регулирует не свойственные ей отношения, а значит, не применима в части несоответствия специальному закону.
Так, к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, в соответствии со ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», относятся:
– перевозки воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы)[5];
– перевозки воздушным транспортом грузов (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы)[6].
Авиационные работы в ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», не указаны. Следовательно, для выполнения авиационных работ получение лицензии не требуется.

4. Резюмируя вышеизложенный комментарий к ст.62 ВК РФ, напрашивается вполне логичный вывод о нецелесообразности нахождения данной нормы права в тексте Воздушного кодекса в ее нынешнем виде.
Во-первых, ввиду ее противоречия действующему законодательству о лицензировании отдельных видов деятельности, в части предписания получения лицензии при осуществлении предпринимательской деятельности в области гражданской авиации, куда относится также не подлежащая лицензированию деятельность по выполнению авиационных работ.
Во-вторых, ввиду образования избыточного правого регулирования. Так, комментируемая статья ссылается на ст.9 ВК РФ, в п.1 которой сказано, что отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством РФ.
Поскольку законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривает только лицензирование деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров и груза, то уместно также обратиться к ст.100 ВК РФ, в которой раскрывается понятие «Перевозчик», как эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки и имеющий лицензию.


[1] Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п.1 ст.23 ГК РФ).
[2] Для более подробного изучения правовой природы предпринимательской деятельности, см.: Лебедев К.К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин). – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. – 318 с.
[3] Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-Ф «О лицензировании отдельных видов деятельности», с последующими изменениями и дополнениями).
[4] Ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-Ф «О лицензировании отдельных видов деятельности», с последующими изменениями и дополнениями.
[5] Порядок лицензирования перевозок воздушным транспортом пассажиров определяется Положением о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.06.2007 №397 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2008 №478).
[6] Порядок лицензирования перевозок воздушным транспортом грузов определяется Положением о лицензировании перевозок воздушным транспортом грузов (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.06.2007 №397 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2008 №478).