Статья 52. Понятие авиационного персонала
1. К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.
В целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.
(абзац введен Федеральным законом от 08.07.1999 №150-ФЗ)
Перечни должностей авиационного персонала утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 №160-ФЗ)
2. Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.
3. На должности авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
(п. 3 введен Федеральным законом от 21.03.2005 №20-ФЗ)
4. На работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года №1026-1 "О милиции" (далее - Закон Российской Федерации "О милиции"), имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.
(п.4 введен Федеральным законом от 21.03.2005 №20-ФЗ)
Автор комментария: Л.А. Колышев Актуальность: 05.04.2010
1. Трудовое законодательство предполагает единство и дифференциацию по регулированию трудовых отношений. Единство проявляется в том, что основу составляют общие нормы, которые распространяются на всех субъектов трудовых отношений. Дифференциация трудовых отношений предполагает наличие норм регулирующих труд работника в особых условиях и распространяющихся только на отдельные категории. Основаниями для дифференциации являются:
1) субъективные обязанности тех или иных категорий работников;
2) объективные условия труда;
3) организационные хозяйственные особенности в той или иной сфере деятельности.
На работников гражданской авиации распространяются общие нормы Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), а также особые условия, предусмотренные главой 51 ТК РФ. К таким условиям относятся предусмотренная статьей 329 ТК РФ регулирование рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.
2. Постановлением Министерства Труда РФ от 25.06.1993 №124 введено в действие Временное положение о рабочем времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ. Анализируемое Положение учитывает особенности организации труда и регулирует рабочее время и время отдыха пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, а также бортоператоров и бортпроводников, входящих в состав экипажей воздушных судов. В той части, в какой режим рабочего времени не урегулирован указанным положением, применяются общие нормы трудового законодательства. Кроме того, приказом Минтранса России от 30.01.2004 №10 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации.
Рабочее время членов экипажей и воздушных судов, командно-летного и летно-инструкторского состава делится на две части: рабочее время в воздухе (полетное время) и время работы на земле, так как безопасность полетов требует комплекс действий различных служб гражданской авиации. Время работы экипажа на земле в соответствии с временным положением защитывается в размере 50% полетного времени. Для членов экипажей воздушного судна ведется суммированный учет рабочего времени. При этом сверхурочной является работа, выполненная сверх нормального числа рабочих часов учетного периода.
В авиакомпаниях в соответствии с временным положением разрабатываются собственные положения о рабочем времени и времени отдыха экипажей воздушных судов.
3. Единство и дифференциация труда работников гражданской авиации проявляется также в регулировании дисциплины труда. Согласно ст.330 ТК РФ, труд работников непосредственно связанный с движением транспортных средств помимо трудового кодекса регулируется специальными дисциплинарными уставами для работников той или иной сферы транспорта. Согласно ст.192 ТК РФ к ним могут применяться дополнительные меры дисциплинарных взысканий, кроме содержащихся в ТК РФ и предусмотренных уставами о дисциплине. Устав о дисциплине работников гражданской авиации в 1991 году был отменен и по настоящее время новый дисциплинарный устав не принят, хотя работники других транспортных отраслей имеют аналогичные уставы[1].
4. В настоящее время в гражданской авиации сформировалась система социального партнерства, основными звеньями которой являются коллективные договоры на предприятиях. Также, с периодичностью в 3 года заключаются тарифные отраслевые соглашения. Сторонами отраслевого тарифного соглашения являются:
1) Общероссийский профсоюз авиационных работников в лице председателя в соответствии со своим Уставом;
2) Профсоюз летного состава России (далее – ПЛС), в лице президента ПЛС России в соответствии со своим уставом;
3) Профсоюз работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России (далее – ПРИАС ГА России), в лице Председателя ПРИАС ГА России в соответствии со своим уставом.
Стороной работодателей гражданской авиации России, при заключении отраслевых тарифных соглашений является их представитель – Международная ассоциация руководителей авиапредприятий (далее – МАРАП), в лице председателя МАРАП действующая на основании устава.
Действия отраслевого тарифного соглашения распространяются на всех работников гражданской авиации и устанавливают общие нормы, касающиеся надбавок к должностному окладу за выслугу лет, условий охраны труда, льгот и компенсаций. Непрерывный трудовой стаж для выплаты вознаграждений за выслугу лет выплачивается согласно инструкции утвержденной приказом Министра гражданской авиации СССР от 31.07.1974 №150.
Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений имеет в гражданской авиации особое значение, в связи с тем, что коллективные трудовые споры возникают из коллективных правоотношений, то есть неисполнение обязательств по коллективным соглашениям и договорам. Согласно абз.2 п.1 комментируемой статьи Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ), не допускаются забастовки, как средство разрешения коллективных трудовых споров, авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушным движением.
Указанные обстоятельства означают, что в случае возникновения коллективного трудового спора, с участием авиационного персонала гражданской авиации, он может разрешаться примирительной комиссией, с участием посредника, а так же в трудовом арбитраже (ст. 401 ТК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.404 ТК РФ, трудовой арбитраж создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Таким образом, закон связывает возможность использования этой процедуры не с решением сторон о переходе к этой процедуре, а с фактом достижения согласия об обязательном выполнении его решений.
Заключение соглашения – это двусторонний добровольный процесс. Норма ч.1 ст.404 ТК РФ не может быть истолкована иначе, как наделяющая обе стороны коллективного трудового спора свободой выбора при передаче спора на рассмотрение в трудовой арбитраж. Предоставив сторонам коллективного трудового спора, право принимать добровольное решение о создании трудового арбитража, и тем самым об обязательности его решения, законодатель предоставил право каждой стороне, в том числе работникам, не согласиться с обязательностью этих решений и, таким образом, отказаться от использования указанной процедуры разрешения коллективного трудового спора.
Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок. Если же стороны спора не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решения по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективно-трудовых споров.
Таким образом, в случае возникновения коллективного трудового спора, с участием работников связанных с управлением воздушным транспортом, трудовой арбитраж является последней инстанцией рассмотрения такого спора, его решения является обязательным для сторон.
5. Пенсионное обеспечение работников воздушного транспорта также обусловлено особыми условиями труда в данной отрасли. Инженерно-технические работники непосредственно обслуживающие воздушные суда, а также занятые по непосредственному управлению воздушным движением, имеют право на досрочную трудовую пенсию в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[2]. Признаками такой пенсии являются достижение определенного возраста и наличие необходимого стажа. У работников летного состава гражданской авиации право на трудовую пенсию возникает при наличии необходимого стажа работы без учета возраста.
В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»[3], определяются условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, членам летных экипажей воздушных судов.
Постановлением Правительства РФ от 14.03.2003, утвержден список должностей членов летных экипажей воздушных судов ГА, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 №155-ФЗ.
[1] Например, Устав о дисциплине работников морского транспорта, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 №395
[2] СЗ РФ от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920 (с изменениями, Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ)
[3] СЗ РФ от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4561