Статья 36. Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов
1. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.
(п.1 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 №114-ФЗ)
2. Порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) устанавливается федеральными авиационными правилами.
(п.2 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 №114-ФЗ)
3. Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 183-ФЗ)
Автор комментария: О.И. Аксаментов Актуальность: 20.04.2015
1. Комментируемая статья устанавливает обязанность получения сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) на каждое гражданское воздушное судно. Причем речь идет лишь о таких гражданских воздушных судах, которые используются по целевому назначению – то есть, как транспортные средства, предназначенные для перемещения в воздушном пространстве. На это указывает словосочетание «допускаются к эксплуатации», что означает использование гражданских воздушных судов для полетов.
Понятия «сертификат летной годности» и «удостоверение о годности к полетам» являются равнозначными и в комментируемой статье рассматриваются как синонимы. В то же время, необходимо отметить, что в английском тексте Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 07.12.1944) используется термин «certificate of airworthiness», который переведен на русский язык[1] как «удостоверение о годности к полетам». Однако, на этом единообразие заканчивается, и в документах, исходящих от органов ИКАО, на русском рабочем языке ИКАО в основном используется термин «сертификат летной годности».
2. Адресатом указанной нормы, то есть лицом, обязанным исполнить правило, предусмотренное п.1 комментируемой статьи, является эксплуатант коммерческой гражданской авиации[2], либо эксплуатант авиации общего назначения (для более подробного изучения правового положения эксплуатанта, отсылаем читателя к комментарию к ст.61 ВК РФ).
Получение сертификата летной годности должно предшествовать началу использования эксплуатантом гражданского воздушного судна для полетов.
3. П.1 комментируемой статьи устанавливает единообразное правило о необходимости получения сертификата летной годности для гражданских воздушных судов, подлежащих эксплуатации (использованию для полетов), вне зависимости от того, относится оно к сверхлегким гражданским воздушным суда авиации общего назначения или нет.
4. Сертификат летной годности должно иметь любое допущенное к эксплуатации гражданское воздушное судно, как выпускаемое серийно, так и единичный экземпляр. В том случае, когда сертификат летной годности выдается на серийно выпускаемое гражданское воздушное судно, основанием для выдачи данного сертификата является сертификат типа (аттестат о годности к эксплуатации)[3].
Если же сертификат летной годности выдается на единичный экземпляр гражданского воздушного судна (ЕЭВС – не выпускаемое серийно гражданское воздушное судно), основанием для выдачи данного сертификата является акт оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.
5. В соответствии с п.2 комментируемой статьи, порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) устанавливается федеральными авиационными правилами[4].
Порядок выдачи сертификата летной годности для гражданских воздушных судов, выпускаемых серийно, в настоящее время устанавливают Федеральные авиационные правила «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденные приказом Минтранса России от 16.05.2003 №132 (Зарегистрированы в Минюсте РФ 06.06.2003 №4653). Согласно п.3 данных правил, настоящие Правила распространяются на экземпляры воздушных судов, имеющие сертификат типа (аттестат о годности к эксплуатации) и подлежащие регистрации или зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. Причем важно, чтобы воздушное судно удовлетворяло обоим критериям: 1. наличие сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) и, 2. подлежат государственной регистрации или уже зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ (для более подробного изучения вопроса о государственной регистрации воздушного судна отсылаем читателя к комментарию к ст.33 ВК РФ).
6. В п.1 комментируемой статьи говорится, что использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании акта оценки конкретного воздушного судна, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается. Деятельность, связанная с осуществлением воздушных перевозок является квалифицирующим признаком деятельности по использованию воздушного судна в целях коммерческой гражданской авиации, но отсюда вовсе не следует, что единичный экземпляр гражданского воздушного судна (ЕЭВС) может использоваться только в целях авиации общего назначения. Помимо воздушных перевозок ЕЭВС может использоваться, например, для выполнения авиационных работ, что также является одним из способов использования ЕЭВС в целях коммерческой гражданской авиации.
Порядок получения сертификата летной годности для единичных экземпляров гражданских воздушных судов, предусмотрен Федеральными авиационными правилами «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденных приказом Минтранса России от 17.04.2003 №118. Согласно данной норме, единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения, не имеющий и не имевший сертификата типа, не производимый ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в количестве 1-3 экземпляров, допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.
В приведенной норме приводится определение ЕЭВС авиации общего назначения (АОН). Приведенную норму нельзя назвать нормой-дефиницией в классическом ее понимании. Целью нормы является указать на то, что ЕЭВС АОН должен иметь сертификат летной годности прежде, чем он будет допущен к полетам. Однако, в содержании диспозиции нормы раскрывается определение ЕЭВС АОН. Вернее, перечислены квалифицирующие это определение признаки. Характерно то, что разделение признаков производится только запятой, без использования соединительного союза «и» или разделительного союза «или». Не используются также иные грамматические средства русского языка, позволяющие наверняка определить, все перечисленные признаки необходимы или достаточно только одного из них для того, чтобы воздушное судно признавалось ЕЭВС АОН[5].
7. В соответствии с п.5.4.28 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №396 (в ред. от 27.12.2014), Росавиация осуществляет организацию и проведение инспекций гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов. Таким образом, Росавиация является уполномоченным органом, в данной сфере деятельности.
В соответствии со ст.31 Чикагской конвенции 1944 года, каждое воздушное судно, занятое в международной навигации, обеспечивается удостоверением о годности к полетам, которое выдано или которому придана сила государством, где это воздушное судно зарегистрировано. Уполномоченным органом в Российской Федерации, выполняющим данную государственную функцию, является Росавиация.
8. В соответствии с п.3 комментируемой статьи, порядок допуска к эксплуатации государственных воздушных судов, устанавливается Правительством Российской Федерации. В то же время, в соответствии с п.1 ст.23 ВК РФ, государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляется уполномоченным органом в области обороны[6].
Таким образом законодатель определил более высокую юридическую силу источника права, которым должен быть утвержден порядок допуска к эксплуатации государственных воздушных судов, вместо приказа Министра обороны Российской Федерации – постановление Правительства Российской Федерации. В настоящее время соответствующий порядок надлежащим образом не утвержден.
[1] Текст Конвенции и тексты поправок к ней на русском языке, приложенные к настоящему Протоколу, вместе с текстами Конвенции и поправок к ней на английском, испанском и французском языках составляют текст, равно аутентичный на этих четырех языках (статья I Протокола Об аутентичном четырехязычном тексте Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год) (Подписан в Монреале 30.09.1977; вступил в силу 16.09.1999).
[2] Термин «коммерческая гражданская авиация» в настоящее время не имеет нормативного значения, ввиду того, что п.2 ст.21 ВК РФ утратил силу с 19.01.2015 (Федеральный закон от 21.07.2014 №253-ФЗ).
[3] Термины «сертификат типа» и «аттестат о годности к эксплуатации» являются равнозначными, однако не синонимы. До передачи государственной функции по сертификации типовых конструкций гражданских воздушных судов Межгосударственному авиационному комитету (МАК) (Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, Москва, 30.12.1991), соответствие требованиям летной годности и природоохранным требованиям подтверждалось аттестатом о годности к эксплуатации (советский период). В настоящее время соответствие таким требованиям подтверждается сертификатом типа МАК.
[4] Формулировка п.2 комментируемой статьи не совсем корректна с точки зрения юридической техники. Пункт внешне напоминает отсылочную норму, однако эта отсылка не к конкретной норме права, и не к порядку, установленному соответствующим компетентным (уполномоченным) органом, а к федеральным авиационным правилам. Только путем логического толкования можно определить, что федеральные авиационные правила должны быть утверждены Минтрансом России, поскольку норма регулирует порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) для гражданских воздушных судов. Хоть сам п.2 комментируемой статьи конкретно на гражданское воздушное судно не указывает.
[5] Интерес представляет п.3 Поручения Минтранса России от 19.12.2008 №БК-113к руководителю Росавиации, где говорится о том, что сертификаты летной годности ЕЭВС следует оформлять в соответствии с порядком, установленным ФАП «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденных приказом Минтранса России от 17.04.2003 №118. Далее по тексту следует перечисление категорий ЕЭВС АОН, а именно: не имеющие и не имевших сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации);
не производимые ранее и в настоящее время серийно;
изготовленных в количестве 1-3 экземпляров.
Между категориями (признаками) используется оборот «либо», перед которым стоит запятая.
Принимая во внимание вышеизложенное, приходим к выводу о том, что норма права из которой следует определение ЕЭВС АОН, закрепленная в п.3 поручения Минтранса России, не обязательна к применению Росавиацией, поскольку ее содержание отлично от содержания нормы права того же содержания, закрепленной в п.1 ФАП «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденного приказом Минтранса России от 17.04.2003 №118.
Мотивировать данную правовую позицию можно тем, что поручение Минтранса России не является нормативным правовым актом (далее – НПА), а следовательно, нормы в нем содержащиеся имеют конкретного адресата – Росавиацию (в данном случае принято говорить о действии акта по кругу лиц). Обязательность поручения Минтранса России для адресата не исключает его обязанность соблюдать нормы права, закрепленные в НПА, а именно – в п.1 ФАП «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденного приказом Минтранса России от 17.04.2003 №118.
Поскольку определения, содержащиеся в поручении Минтранса России и в приказе Минтранса России не тождественны, возможно двойное толкование. Правоприменительному органу, в данном случае - Росавиации, представляется возможность усмотрения.
[6] В редакции п.3 комментируемой статьи, действующей до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2010 №183-ФЗ (вступил в силу 25.10.2010) говорилось, что порядок допуска к эксплуатации государственных воздушных судов, устанавливается уполномоченным органом в области обороны. В соответствии с п.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082 (в ред. от 20.01.2015), Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Также, Минобороны России осуществляет в качестве органа в области обороны государственное регулирование деятельности в области государственной авиации (пп.7 п.7 Положения Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082 (в ред. от 20.01.2015)).
Таким образом законодатель определил более высокую юридическую силу источника права, которым должен быть утвержден порядок допуска к эксплуатации государственных воздушных судов, вместо приказа Министра обороны Российской Федерации – постановление Правительства Российской Федерации. В настоящее время соответствующий порядок надлежащим образом не утвержден.