Статья 20. Виды авиации

Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Автор комментария: О.И. Аксаментов    Актуальность: 22.06.2012

1. Методологическая сложность исследования обусловлена тем, что понятие авиации является системообразующим для нескольких отраслей экономики и часто используется в различных терминах, представляющих собой словосочетания. Однако, само определение авиации ни в Воздушном кодексе Российской Федерации (далее – ВК РФ), ни в других актах национального воздушного законодательства не содержится[1]. Понятие авиации не раскрывается и в международных договорах[2].
В комментируемой статье приводится деление авиации на виды. При отсутствии единого квалификационного критерия (признака), приведенные виды авиации будут представлять собой не научно-обоснованную стройную классификацию, а обычное перечисление терминов, каждый из которых может иметь свое собственное, не зависящее от других терминов используемых в том же ряду, содержание.
Терминологическое единообразие является одним из необходимых условий существования системы любого отраслевого законодательства и воздушного законодательства РФ, в частности. Этим, во многом обусловлена сложность в понимании и применении источников права, что непосредственно влияет на динамику отношений, составляющих предмет правового регулирования.

2. Не редко понятие «авиация» употребляется в значениях уже закрепленных в источниках права, подменяет устоявшиеся термины. Например, значение, которое придает ему Конвенция о международной гражданской авиации, принятая на международной конференции в Чикаго 7 декабря 1944 года (далее – Чикагская конвенция). Чикагская конвенция применяется только к гражданским воздушным судам и не применяется к государственным воздушным судам (ст.3). По тексту Чикагской конвенции понятие «гражданское воздушное судно» нередко подменяется понятием «гражданская авиация». В частности, в статье 4 Чикагской конвенции говорится, что договаривающиеся государства соглашаются не использовать гражданскую авиацию в каких-либо целях, несовместимых с целями настоящей конвенции.
О государственной авиации, в каких бы то ни было значениях, в Чикагской конвенции не упоминается вовсе. Употребление в законодательстве (а равно и в международном договоре) термина «использование» равнозначно термину «пользование», что означает правомочие на извлечение полезных свойств из вещи. Строго формально, пользоваться можно только таким объектом гражданского права, как вещь, то есть предметом материального мира способным удовлетворять потребности человека. Следовательно, когда мы встречаем в норме права словосочетание «авиация используемая», мы должны читать «вещь используемая».
В ВК РФ приводится легальная дефиниция «гражданская авиация» (ст.21), «государственная авиация» (ст.22) и «экспериментальная авиация» (ст.23). Причем, данные понятия раскрываются через понятие «авиация» с указанием на сферу ее применения. Опять же, законодатель употребляет термин «пользование», что недвусмысленно указывает на то, что под «авиацией» следует понимать некую вещь, полезные свойства которой извлекаются ее владельцем в процессе ее использования в тех или иных общественных отношениях. Очевидно, что для целей авиации такой вещью является ни что иное, как воздушное судно.

3. В соответствии со ст.5 ВК РФ, воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Для более подробного изучения вопроса об отношениях, регулируемых воздушным законодательством, отсылаем читателя к комментарию к ст.5 ВК РФ.
Для целей настоящего комментария, рассмотрим частные случаи, входящие в предмет правового регулирования национального воздушного законодательства, а именно – отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

4. Деятельность в области авиации является частным случаем деятельности по использованию воздушного пространства. Как и любая деятельность по использованию воздушного пространства, авиация предполагает перемещение в воздушном пространстве людей и(или) предметов материального мира (вещей). Однако, квалифицирующим признаком такой деятельности, отличающим ее от других видов деятельности по использованию воздушного пространства, является то, что перемещение в воздушном пространстве людей и вещей производится пользователем воздушного пространства посредством воздушного судна.
Сам же пользователь воздушного пространства обозначается универсальным понятием эксплуатант, под которым в воздушном законодательстве РФ понимается физическое или юридическое лицо, владеющее воздушным судном на законном основании, использующее данное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п.3 ст.61 ВК РФ). Однако необходимо помнить, что пользователь воздушного пространства именуется эксплуатантом только в том случае, если такое использованием воздушного пространства охватывается понятием авиация. Для более подробного изучения правового статуса эксплуатанта, отсылаем читателя к комментарию к ст.61 ВК РФ.
Поскольку квалифицирующим признаком эксплуатанта является использование воздушного судна для полетов, следовательно, деятельность в области авиации всегда предполагает, что использование воздушного пространства означает использование воздушного судна по его целевому назначению, то есть – в качестве транспортного средства способного перемещаться в воздушном пространстве. Для более подробного изучения понятия воздушного судна, отсылаем читателя к комментарию к ст.32 ВК РФ.

5. Как представляется, под авиацией следует понимать общественные отношения, одной из сторон которых всегда будет выступать эксплуатант, использующий воздушное судно для полетов. Принимая приведенное утверждение за исходную посылку, можем классифицировать авиацию на виды по такому критерию, как подлежащий удовлетворению «интерес».
Под гражданской авиацией следует понимать вид общественных отношений, в которых эксплуатант используя принадлежащее ему воздушное судно для полетов, удовлетворяет частный интерес – интерес физического или юридического лица или определенной группы лиц. Следовательно, гражданская авиация есть частная авиация. Для более подробного изучения вопроса о гражданской авиации и ее видах, отсылаем читателя к комментарию к ст.21 ВК РФ.
Под государственной авиацией следует понимать вид общественных отношений, в которых эксплуатант используя принадлежащее ему воздушное судно для полетов, удовлетворяет публичный интерес – интерес неопределенной группы лиц (какого-либо публично правового образования или государства). Для более подробного изучения вопроса о государственной авиации и ее видах, отсылаем читателя к комментарию к ст.22 ВК РФ.
Используя для деления авиации на виды такой классификационный критерий, как «интерес», не представляется возможным поставить в один ряд с гражданской авиацией и государственной авиацией то, что называется в национальном воздушном законодательстве экспериментальной авиацией. Как следует из приведенного в ст.23 ВК РФ определения, под экспериментальной авиацией понимаются общественные отношения, где эксплуатант использует воздушное судно для полетов с целью удовлетворения частного интереса – интереса заказчика (для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ), с одной стороны. С другой стороны, под экспериментальной авиацией понимается некая деятельность, не предполагающая участие эксплуатанта по использованию воздушного судна для полетов (испытание авиационной и другой техники), и, скорее подпадающая под понятие авиационная промышленность, нежели авиация. Для более подробного изучения вопроса о правовой природе экспериментальной авиации, отсылаем читателя к комментарию к ст.23 ВК РФ.


[1] Справедливости ради хотим отметить, что понятие авиации все-таки приводится в Федеральном законе от 08.01.1998 №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», в ст.1 которого, сказано, что в настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия: авиация - государственная авиация (государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения), гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность, авиационная инфраструктура, единая система организации воздушного движения и авиационная техника (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 №183-ФЗ).
Как представляется, данное определение не является универсальным и не может использоваться в других актах воздушного законодательства, по следующим основаниям: во-первых, приведенное понятие является собирательным и включает в себя вполне самостоятельные, с точки зрения содержания, термины; во-вторых, сфера правового регулирования Федерального закона от 08.01.1998 №10-ФЗ четко определена в преамбуле закона, где сказано, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственного регулирования развития авиации в Российской Федерации; в третьих, начало ст.1 прямо говорит о «пространственных» пределах использования приведенных в нем понятий – «В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия».

[2] Так, в Конвенции о международной гражданской авиации (совершена 07.12.1944 в Чикаго, США. Doc 7300), понятие авиации используется только в контексте использования гражданского воздушного судна.