Статья 15. Структура воздушного пространства

Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Автор комментария: О.И. Аксаментов    Актуальность: 26.04.2012

1. Как следует из второго предложения, определение порядка утверждения структуры воздушного пространства относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее – Закон №2-ФКЗ) полномочия по определению порядка утверждения структуры воздушного пространства прямо не предусмотрено, однако Правительство РФ осуществляет и иные полномочия, которые могут быть предусмотрены Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента России (ст.22 Закона №2-ФКЗ).
Поскольку Воздушный кодекс Российской Федерации имеет юридическую силу федерального закона, то данное полномочие вполне правомерно можно считать полномочием Правительства России. Действующий в настоящее время порядок утверждения структуры воздушного пространства установлен в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 №138, которое вступило в силу с 01.11.2010 (далее – ФПИВП).

2. Структура воздушного пространства – совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскости элементов воздушного пространства, предназначенных для осуществления деятельности по использованию воздушного пространства (п.2 ФПИВП).
Структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы (п.8 ФПИВП):
а) зоны и районы;
б) маршруты обслуживания воздушного движения;
в) районы аэродромов (аэроузлов, вертодромов);
г) специальные зоны;
д) маршруты полетов воздушных судов;
е) запретные зоны;
ж) опасные зоны;
з) зоны ограничения полетов;
и) другие элементы
Восемь элементов структуры воздушного пространства определены нормативно (подпункты «а»-«з»). Однако, приведенный перечень является открытым, на что указывает подпункт «и».
Все элементы структуры воздушного пространства отвечают принципу публичности, что закреплено в п.9 ФПИВП: границы и условия использования элементов структуры воздушного пространства публикуются в документах аэронавигационной информации. Таким образом, пользователям воздушного пространства обеспечен доступ к информации об элементах структуры использования воздушного пространства, а именно об их границах и условиях использования.
Под документом аэронавигационной информации понимается публикация, содержащая аэронавигационную информацию (п.2 ФПИВП). Публикация предполагает фиксацию аэронавигационных данных на каком-либо материальном носителе.
Аэронавигационная информация получается в результате подборки, анализа и форматирования аэронавигационных данных (п.2 ФПИВП).
Аэронавигационная информация предоставляется пользователям воздушного пространства Росавиацией (п.24 ФПИВП).
Аэронавигационной информацией руководствуются (п.24 ФПИВП):
1) летные экипажи;
2) диспетчеры управления воздушным движением
Аэронавигационные данные представляют собой сведения об (п.2 ФПИВП):
1) аэродромах;
2) аэроузлах;
3) элементах структуры воздушного пространства;
4) средствах радиотехнического обеспечения.
Аэронавигационная информация о комплексе сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, наземном авиационном оборудовании аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, а также о препятствиях в районе аэродрома и вертодрома направляется в Росавиацию старшим авиационным начальником аэродрома, вертодрома или посадочной площадки (п.24 ФПИВП).
Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам и высотам (п.9 ФПИВП).
Границы элементов структуры воздушного пространства утверждаются Минтрансом РФ, то есть устанавливаются нормативно (пп.11, 19, 22, 23, 38 ФПИВП). Исключение для границ полос воздушных подходов – устанавливаются в порядке, установленном соответствующим уполномоченным органом для гражданской, государственной и экспериментальной авиации.

3. Разберем каждый из элементов структуры воздушного пространства.

а) Зоны и районы (п.8 ФПИВП). Зоны и районы сами по себе элементами структуры воздушного пространства не являются, однако являются родовым понятием для таких видов элементов, как зоны и районы Единой системы, район полетной информации, диспетчерский район, диспетчерская зона.
а.1) зоны и районы Единой системы (п.2 ФПИВП). Под зоной (районом) Единой системы понимается воздушное пространство, в пределах которого оперативные органы Единой системы осуществляют свои функции.
Организация использования воздушного пространства в зонах (районах) Единой системы осуществляется органами Единой системы (п.11 ФПИВП). Следует различать руководящие органы Единой системы (Росавиация и ее территориальные органы) и оперативные органы Единой системы.
Оперативными органами Единой системы являются органы обслуживания воздушного движения (управления полетами). Обслуживание воздушного движения включает в себя полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение и диспетчерское обслуживание.
а.2) район полетной информации (п.12 ФПИВП). Район полетной информации – воздушное пространство, в пределах которого обеспечиваются полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение.
Целью полетно-информационного обслуживания является предоставление консультаций и информации для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов. Аварийное оповещение означает уведомление поисково-спасательных служб о воздушных судах, терпящих бедствие (п.2 ФПИВП).
Район полетной информации устанавливается в границах зоны (района) Единой системы.
а.3) диспетчерский район (п.13 ФПИВП). Диспетчерским районом является контролируемое воздушное пространство выше 200 метров от земной или водной поверхности.
Под контролируемым воздушным пространством понимается воздушное пространство, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание (п.2 ФПИВП).
Диспетчерский район устанавливается в границах района полетной информации. В границах диспетчерского района может устанавливаться узловой диспетчерский район.
а.4) диспетчерская зона (п.14 ФПИВП). Диспетчерской зоной является контролируемое воздушное пространство от земной или водной поверхности до высоты нижней границы диспетчерского района или высоты второго эшелона включительно.
Диспетчерская зона устанавливается в радиусе не менее 10 км от контрольной точки аэродрома. Однако, диспетчерская зона может устанавливаться над 2-мя и более близко расположенными аэродромами.
Диспетчерская зона устанавливается в границах района полетной информации.
В период, когда на аэродроме, вертодроме или посадочной площадке обслуживание воздушного движения органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не предоставляется, воздушное пространство класса С диспетчерской зоны классифицируется как воздушное пространство класса G.
Под органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) понимаются как оперативные органы Единой система, так и органы ОВД пользователей воздушного пространства (п.2 ФПИВП).

б) маршруты обслуживания воздушного движения (ОВД) (п.8 ФПИВП). Установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения (п.2 ФПИВП).
Это понятие совокупное, которое включает в себя другие, – конкретные элементы структуры воздушного пространства, а именно: воздушная трасса, маршрут зональной навигации, местная воздушная линия.
б.1) воздушная трасса (п.2 ФПИВП). Контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора, ограниченное по высоте и ширине.
Ширина воздушной трассы зависит от использования системы наблюдения обслуживания воздушного движения: если ДА – 10 км (по 5 км в обе стороны от оси воздушной трассы), если НЕТ – 20 км (по 10 км в обе стороны от оси воздушной трассы).
Расстояние между границами параллельных воздушных трасс зависит от использования системы наблюдения обслуживания воздушного движения: если ДА – не менее 20 км, если НЕТ – не менее 40 км.
б.2) маршрут зональной навигации (п.2 ФПИВП). Маршрут обслуживания воздушного движения, установленный для воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию.
Зональная навигация выполняется в пределах зоны действия навигационных средств, основанных на опорных станциях (в том числе спутниковых) или автономных бортовых навигационных средств, либо посредством комбинации этих средств.
б.3) местная воздушная линия (п.2 ФПИВП). Контролируемое воздушное пространство (ниже эшелона перехода) в виде коридора, ограниченное по высоте и ширине.
Эшелон перехода – самый нижний эшелон полета, который может быть использован для полета выше высоты перехода (п.2 ФПИВП). В зависимости от уровня установленного атмосферного давления на шкале высотомера различают следующие понятия в зарубежной практике:
QNE – эшелон полета (Flight level – FL). Стандартное давление;
QNH – абсолютная высота (Altitude). Приведенное давление;
QFE – относительная высота (Height). Давление на аэродроме.
Ширина местной воздушной линии – не более 4 км.
В период, когда на местных воздушных линиях обслуживание воздушного движения органом ОВД (управления полетами) не предоставляется, – то воздушное пространство класса G. В остальных случаях – воздушное пространство класса C.

в) районы аэродромов (аэроузлов, вертодромов) (п.8 ФПИВП). Необходимо различать район аэродрома (вертодрома) и район аэроузла.
в.1) район аэродрома (п.2 ФПИВП). Часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации выполнения аэродромных полетов, а также расположенный под ней участок земной или водной поверхности.
При определении границ районов аэродромов (вертодромов) должны учитываться (п.22 ФПИВП):
1) схемы вылета и захода на посадку;
2) схемы ухода на второй круг;
3) схемы полета в зоне ожидания;
4) стандартные маршруты вылета и прилета;
5) маршруты выхода (входа) на воздушные трассы;
6) местные воздушные линии;
7) специальные зоны.
Полоса воздушных подходов (п.23 ФПИВП). Воздушное пространство в установленных границах, примыкающее к торцу взлетно-посадочной полосы и расположенное в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку.
в.2) район аэроузла (п.2 ФПИВП). Часть воздушного пространства, предназначенная для организации выполнения аэродромных полетов с 2-х и более близко расположенных аэродромов. Под аэроузлом понимается объединение близко расположенных районов аэродромов (вертодромов), которые имеют общие границы и организация выполнения полетов с которых требует согласования и координирования.

д) маршруты полетов воздушных судов (п.2 ФПИВП). Проекция заданной (установленной) траектории полета воздушного судна на земную (водную) поверхность, определенная основными пунктами.
Полеты по маршрутам выполняются в контролируемом воздушном пространстве вне маршрутов ОВД.
Ширина маршрута соответствует (п.28 ФПИВП):
а) ниже эшелона перехода:
- 4 км (не более 300 км/ч);
- 10 км (более 300 км/ч).
б) от эшелона перехода включительно и выше:
- 10 км (в районах, обеспеченных системой наблюдения ОВД);
- 20 км (в районах, не обеспеченных системой наблюдения ОВД).

е) запретные зоны (п.2 ФПИВП). Воздушное пространство РФ установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов запрещены, за исключением случаев, предусмотренных ФПИВП.
Запретные зоны устанавливаются для защиты от вредных воздействий и разрушений, возникающих в результате возможных происшествий в воздушном пространстве:
а) важных государственных объектов;
б) ключевых промышленных комплексов (АЭС; ядерно-радиационных объектов, химически опасных объектов и других особо важных объектов с точки зрения национальной безопасности).
Использование воздушного пространства в запретных зонах запрещается, за исключением (п.39 ФПИВП):
а) использование воздушного пространства лицами, в интересах которых установлены такие зоны;
б) выполнения полетов на перехват воздушных судов-нарушителей, а также выполнения других оперативных заданий в интересах государства;
в) выполнения полетов в целях проведения поисково-спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях;
г) выполнения полетов воздушных судов, осуществляемых в соответствии со специальными международными договорами.

ж) опасные зоны (п.2 ФПИВП). Воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого в определенные периоды времени может осуществляться деятельность, представляющая опасность для полетов воздушных судов.
Опасные зоны устанавливаются в районах лесных пожаров, вулканической деятельности, промышленных районах с постоянной повышенной задымленностью (п.31 ФПИВП), а также над открытым морем для (п.30 ФПИВП):
а) обеспечения запуска и посадки космических объектов;
б) проведения поисково-спасательных работ;
в) выполнения ракетно-артиллерийских стрельб на полигонах боевой подготовки ВМФ;
г) выполнения полетов на испытания, исследования авиационной и ракетной техники, на установление рекордов;
д) проведения учений, показов новой военно-морской техники;
е) обеспечения пусков и падения ракет, падения их отделяющихся частей.
Опасные зоны: временные и постоянные (п.32 ФПИВП).
Временная опасная зона устанавливается главным центром Единой системы по запросу пользователей воздушного пространства (не позднее, чем за 5 суток до ввода в действие) и доводится посредством извещения NOTAM.
Извещение NOTAM (п.2 ФПИВП). Извещение, передаваемое по каналам связи и содержащее информацию о состоянии аэронавигационного оборудования, элементов структуры воздушного пространства, своевременное предупреждение о котором имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов воздушных судов, а также иную аэронавигационную информацию.

з) зоны ограничения полетов (п.2 ФПИВП). Воздушное пространство РФ установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов ограничены определенными условиями.
Основания: необходимо ограничить полеты по времени или по условиям их выполнения (п.33 ФПИВП).
Зоны ограничения полетов устанавливаются для (п.34 ФПИВП) – временно:
а) проведения на полигонах стрельб, пусков ракет, бомбометаний, десантирования;
б) проведения противоградовых стрельб;
в) проведения работ с боеприпасами на объектах их хранения;
г) осуществления научных исследований в атмосфере;
д) проведения взрывных работ;
е) выполнения полетов в специальных зонах вне районов аэродромов (вертодромов).
Зоны ограничения полетов могут устанавливаться над (п.35 ФПИВП) – постоянно:
а) государственными природными заповедниками;
б) национальными парками;
в) памятниками истории и культуры;
г) охраняемыми объектами.
Использование воздушного пространства в зонах ограничения полетов, деятельность в которых осуществляется на постоянной основе, запрещается, за исключением (п.39 ФПИВП):
а) использование воздушного пространства лицами, в интересах которых установлены такие зоны;
б) выполнения полетов на перехват воздушных судов-нарушителей, а также выполнения других оперативных заданий в интересах государства;
в) выполнения полетов в целях проведения поисково-спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях;
г) выполнения полетов воздушных судов, осуществляемых в соответствии со специальными международными договорами.