Статья 119. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире

1. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:
1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;
2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза;
3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем десять установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
2. Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
3. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Автор комментария: О.И. Аксаментов    Актуальность: 12.04.2010

1. В комментируемой статье приводится порядок определения пределов ответственности воздушного перевозчика по договору перевозки груза и договору перевозки багажа, включая вещи, находящиеся при пассажире. Настоящая статья подлежит применению в случае причинения перевозчиком имущественного вреда пассажиру или грузоотправителю, вследствие которого произошла несохранность груза, багажа или вещей находящихся при пассажире.
Поскольку приводимые в комментируемой статье последствия являются следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения перевозчиком своих обязанностей по договору воздушной перевозки, следовательно, нормы устанавливающие размер ответственности воздушного перевозчика являются гражданско-правовыми и должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ) (п.2 ст.3 ГК РФ).
Также необходимо упомянуть, что приведенный в комментируемой статье порядок определения размера ответственности воздушного перевозчика, во всяком случае применим для внутренних российских воздушных перевозок, а в случае международной воздушной перевозки применяется только тогда, когда к данному порядку отсылает международный договор (п.3 комментируемой статьи) или соответствующая коллизионная норма.

2. Несохранность в науке гражданского права является собирательным понятием и может выражаться в одной из четырех форм: утрата, недостача, порча или повреждение. Объектом несохранности во всяком случае могут быть только предметы материального мира, представляющие какую-либо ценность для человека и способные удовлетворять его потребности. Такие предметы материального мира именуются вещами, и являются одним из наиболее часто встречаемых объектов гражданских прав (ст.128 ГК РФ).
В обязательствах, основанием которых является договор воздушной перевозки груза, эти вещи получили название груз, а в обязательствах из договора перевозки багажа – багаж или вещи, находящиеся при пассажире. О необходимости различать самостоятельное правовое основание (договор) перевозки багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, говорится в комментарии к ст.103 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ)

3. Утрата груза[1] в транспортном законодательстве и практике его применения имеет особое, специальное содержание – невозможность для перевозчика выдать груз его получателю в установленный срок. Утрата может выражаться в двух формах: полная и частичная. Частичная утрата именуется недостачейПорча груза означает несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах, и выражается в изменении его свойств. Под повреждением понимается нарушение целостности предмета перевозки, являющееся обычно следствием механического воздействия на него. Повреждение груза может быть результатом и утраты части груза, составляющей одно целое с грузом.[2]
Как видно, по мнению профессора В.Т. Смирнова, понятия «порча» и «повреждение» необходимо различать. Сравниваемые понятия различны по своей экономической природе. Различны и их правовые последствия. Порча – это внутренний, необратимый процесс, а повреждение – процесс внешний. «Порча» означает завершенное состояние, тогда как «повреждение» предполагает возможность исправления, устранения наступившего нежелательного результата.[3]
Однако, применяя грамматическое толкование текстов норм ст.796 ГК РФ и комментируемой статьи, законодатель всегда указывает «… повреждение (порча)…», что по правилам русского языка означает тождество смысла указанных дефиниций (синонимы). В подтверждение сказанного можно добавить, что ни ГК РФ, ни ВК РФ не делает различий правовых последствий, в определении размера ответственности за причинение вещи (грузу или багажу, включая вещи, находящиеся при пассажире) повреждения или порчи.

4. Следует провести сравнительный анализ норм ГК РФ и ВК РФ о порядке определения размера ответственности перевозчика. В ГК РФ, порядок определения размера ответственности перевозчика основан на различии форм несохранности – утрата или недостача, с одной стороны, и повреждение (порча) – с другой стороны. Объект несохранности (груз или багаж) значения для определения размера имущественной ответственности перевозчика не имеет. При перевозке груза или багажа с объявлением ценности, особый порядок определения размера имущественной ответственности перевозчика наступает только при такой форме несохранности, как утрата.
Так, в соответствии с п.2 ст.796 ГК РФ, ущерб возмещается перевозчиком:
в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.
В ВК РФ, порядок определения размера ответственности перевозчика основан на различии объекта несохранности – багаж или груз, с одной стороны, и вещи, находящиеся при пассажире – с другой стороны.[4] Форма несохранности (утрата, недостача, повреждение (порча)) для определения размера ответственности воздушного перевозчика значения не имеет, что на наш взгляд полностью нивелирует значение несохранности как квалифицирующего признака для определения размера ответственности.[5] Считаем необходимым обратить внимание законодателя на устранение данного расхождения с нормами гражданского права, содержащимися в ГК РФ.
В то же время, ВК РФ устанавливает различный порядок определения размера ответственности перевозчика для несохранности багажа или груза, сданного к перевозке с объявлением ценности и, сданного к перевозке без объявления ценности.

5. Отличием порядков определения размера ответственности перевозчика за несохранность груза или багажа, является также то, что в ГК РФ последовательно прослеживается принцип полного возмещения причиненного ущерба, а в ВК РФ за причинение имущественного вреда установлен максимальный предел имущественной компенсации. Так, несохранность багажа или груза, принятых к перевозке без объявления ценности, перевозчик отвечает в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза (пп.2 п.1 комментируемой статьи). В случае несохранности вещей, находящихся при пассажире, перевозчик отвечает в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления – в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей (пп.3 п.1 комментируемой статьи).[6]
Достаточно спорным, по причине девальвации национальной валюты, кажется определение в федеральном законе (ВК РФ) предела ответственности воздушного перевозчика за несохранность груза, багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, в «твердых» цифрах (рублях РФ). Раннее, до внесения соответствующего изменения федеральным законом от 04.12.2007 №331-ФЗ, максимальный предел ответственности воздушного перевозчика определялся расчетным способом (МРОТ за килограмм).

6. В случае несохранности груза, багажа, а также вещей находящихся при пассажире, сданных к перевозке без объявления ценности, возникает вопрос об определении стоимости объекта несохранности. Стоимость груза, багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. В этой части п.2 комментируемой статьи полностью соответствует п.2 ст.696 ГК РФ.
В случае, когда отсутствует счет или указание на цену в договоре, ГК РФ, для определения стоимости груза или багажа, использует общее правило определения цены в возмездном договоре (п.3 ст.424 ГК РФ) – в расчет принимается цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
ВК РФ, в случае отсутствия счета или указания цены в договоре, говорит о цене за аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
Нетрудно заметить, что в этой части п.2 комментируемой статьи ВК РФ упоминает только о порядке определения стоимости груза. Что же касается определения стоимости багажа или вещей, находящихся при пассажире, то в этом случае, следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства (п.3 ст.424 и п.2 ст.696 ГК РФ)


[1] Сказанное здесь и далее, в равной мере применимо и к несохранности багажа, а также вещей, находящихся при пассажире (О.А.).
[2] См., Смирнов В.Т., Яковлева В.Ф. Правовые проблемы перевозки и материально-технического снабжения. – Л.: «Издательство Ленинградского университета», 1978. С.208-210. 
[3] См., там же.
[4] Нетрудно заметить, что ВК РФ различает багаж, следующий с пассажиром, но вне поля зрения пассажира (например, в грузовом отсеке воздушного судна), и багаж, постоянно находящийся при пассажире, включая период нахождения воздушного судна в полете (так называемая «ручная кладь»). Для более подробного изучения правового режима перевозки багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, отсылаем читателя к комментарию к ст.103 ВК РФ.
[5] Одним из таких последствий является то, что ВК РФ не позволяет распространить на случаи повреждения (порчи) груза или багажа, когда восстановить их уже не представляется возможным, последствий, предусмотренных для утраты, что выражается в компенсации перевозчиком всей стоимости груза или багажа.
[6] Тем не менее, установление пределов ответственности перевозчика в транспортном законодательстве не противоречит гражданскому законодательству (п.1 ст.793 ГК РФ).