Статья 11. Использование воздушного пространства
1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Автор комментария: О.И. Аксаментов Актуальность: 28.02.2014
1. В пункте 1 комментируемой статьи приводится дефиниция «использование воздушного пространства», которая раскрывается через понятие «деятельность». Использование воздушного пространства во всяком случае предполагает деятельность в такой природной среде, как воздушное пространство или атмосфера. Под использованием воздушного пространства, с одной стороны, понимается деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов, а с другой стороны, деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
2. Деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов, по-сути означает деятельность по перемещению в воздушном пространстве транспортных средств, предназначенных для перемещения в атмосфере. Частным случаем такой деятельности является деятельность, связанная с перемещением в воздушном пространстве воздушных судов. Для обозначения такой деятельности в воздушном законодательстве используется термин «полет». В то же время, необходимо отметить, что термин «полет» универсального значения не имеет и используется в различных нормативных правовых актах либо в специальном значении, предусмотренном «для целей конкретного акта», либо в общеупотребимом смысле, как «движение, передвижение по воздуху».
3. Другая деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (летательных аппаратов – А.О.), к деятельности по выполнению полетов не относится. Например, перемещение в воздушном пространстве ракет, экранопланов, судов на воздушной подушке, строго формально полетом не называется, однако такая деятельность представляют собой частные случаи перемещения в атмосфере или «воздушного движения».
4. В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи, под использованием воздушного пространства понимается также деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Законодатель в комментируемой статье привел примерный перечень видов такой деятельности – строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное. Как видно, перечень является открытым и может быть продолжен другими примерами. Общим признаком видов такой деятельности является потенциальная угроза безопасности воздушного движения. Другими словами, необходимо соблюдать нормы воздушного права только в тех случаях, когда при осуществлении такой деятельности может возникнуть угроза для безопасного перемещения в воздушном пространстве различных материальных объектов, то есть, воздушных судов и иных летательных аппаратов. Применительно к полетам воздушных судов уместно говорить о деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов.
5. Следует обратить внимание на непоследовательность законодателя касательно единообразного использования терминологии в комментируемой статье. Как уже говорилось в пункте 1 настоящего комментария, в пункте 1 комментируемой статьи дефиниция «использование воздушного пространства» раскрывается через понятие «деятельность». В то же время, в пункте 2 комментируемой статьи говорится об «осуществлении деятельности по использованию воздушного пространства». Как представляется, пункт 2 комментируемой статьи следовало бы изложить в следующей редакции «Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на использование воздушного пространства».
6. В пункте 2 комментируемой статьи говорится, что пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, отвечающие формальному признаку – наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Следует различать два подхода в толковании пункта 2 комментируемой статьи –буквальное и расширительное толкование.
Из буквального толкования данной нормы следует, что при отсутствии соответствующего права на использование воздушного пространства (то есть, права на перемещение в воздушном пространстве летательных аппаратов или деятельность, способную представлять угрозу безопасности воздушному движению), «фактический» пользователь воздушного пространства «юридически» таковым признаваться не будет. Данный порядок определен Федеральными правилами использования воздушного пространства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 №138, а для полетов воздушных судов также Федеральными авиационными правилами «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской федерации», утвержденными приказом Минтранса России от 31.07.2009 №128.
Из расширительного толкования данной нормы следует, что пользователь воздушного пространства должен, помимо соблюдения порядка использования воздушного пространства, также соблюдать и иные нормы воздушного законодательства РФ. К числу таких норм относятся, например, нормы устанавливающие требования к субъекту – гражданину или юридическому лицу (при выполнении полетов – к эксплуатанту), к членам летного экипажа, к летательному аппарату (при выполнении полетов – к воздушному судну).