Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира воздушного судна действия договора воздушной перевозки пассажира

Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

Автор комментария: О.И. Аксаментов

1. Установленная комментируемой статьей норма, направлена на регулирование правоотношений сторон договора воздушной перевозки пассажира, и по своей правовой природе является гражданскоправовой. Следовательно, необходимо учитывать место ВК РФ в части правового регулирования имущественных отношений в системе источников гражданского права. В соответствии с абз.2 п.2 ст.3 ГК РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему кодексу. Для более подробного изучения данного вопроса отсылаем читателя к комментарию к ст.2 ВК РФ.

2. Комментируемая статья предоставляет одной из сторон договора - пассажиру, право расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в одностороннем порядке. Причем речь идет о добровольном расторжении договора, целиком и полностью зависимого от воли пассажира. Данное правило не применимо в случае, если расторжение договора перевозки пассажира происходит не по инициативе пассажира, а вызвано как внешними факторами объективного характера, так и неправомерными действиями перевозчика. Такие случаи именуются вынужденным отказом [1]. Прекращение договора при вынужденном отказе пассажира от перевозки менее, чем за 24 часа до вылета, во всяком случае обязывает перевозчика возвратить уплаченную за перевозку сумму в полном размере.

3. Содержание гражданско-правого договора составляют те условия, о которых стороны достигли соглашения при его заключении. Однако не все условия договора имеют равное юридическое значение. По степени правового эффекта, производимого условиями договора, принято выделять существенные, обычные и случайные условия [2]. Сформулированное комментируемой статьей правило представляет собой обычное условие договора перевозки пассажира, которое имеет юридическую силу для сторон договора ввиду того, что оно зафиксировано в источнике права. Следовательно, прописывать или не прописывать данное условие в тексте договора, относится к усмотрению сторон. Причем, невключение данного условия в договор не влияет на юридическую силу самого договора.
Для более подробного изучения вопроса об условиях договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза и договора воздушной перевозки почты отсылаем читателя к комментарию к ст.103 ВК РФ.

4. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (п.2 ст.786 ГК РФ). А в соответствии с п.4 ст.105 ВК РФ, форма билета и иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. Иными словами, форма авиабилета имеет унифицированный вид в части набора договорных условий, требующих согласования сторонами. Этим, в частности, предопределен круг источников права, регулирующих общественные отношения, возникающие из договора воздушной перевозки: закон, федеральные авиационные правила (подзаконный акт) и внутренние правила перевозчика. Отсюда, договор воздушной перевозки, квалифицируется как договор присоединения [3].

5. Гипотеза комментируемой статьи говорит о том, что если пассажир отказывается от исполнения договора (от полета) не позднее, чем за 24 часа до вылета, он имеет право получить обратно сумму, уплаченную перевозчику, в полном размере, во всяком случае. Мотив отказа от полета не имеет значение.
Если до вылета остается менее 24 часов, пассажир также имеет право получить обратно уплаченные за перевозку деньги. Однако, в данном случае, размер подлежащей уплате суммы будет исчисляться в следующем порядке - полная стоимость минус стоимость сбора, размер которого не может превышать 25% от полной стоимости. Это правило закреплено в законе и обладает признаками нормативного правового акта - в частности, обязательно к исполнению всеми лицами на территории всего государства.
Нормативные правовые акты более низкой юридической силы, а также правила перевозок, установленные конкретными перевозчиками, ни в коем случае не могут ухудшать имущественное положение пассажира относительно того, как это предусмотрено в ВК РФ. Данное требование распространяется и на правила применения тарифов, утвержденные конкретными перевозчиками.
Этот же принцип отстаивается и законодательством РФ о защите прав потребителей.

6. Комментируемой статьей также предусмотрено положение, когда правилами воздушных перевозок конкретного перевозчика может быть определен льготный срок, в течение которого пассажир имеет право добровольно расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира (сдать билет) без имущественных потерь в виде сбора удержанного перевозчиком. Очевидно, что речь необходимо вести о сроке менее, чем 24 часа до вылета. Данное положение закона может быть использовано перевозчиками, например, в качестве инструмента в конкурентной борьбе за пассажира.
Следует также отметить, что сбор удерживаемый перевозчиком не выполняет карательную функцию, не является имущественной санкцией в отношении пассажира за неправомерное действие с его стороны. Суть сбора состоит в том, что он в определенном размере обеспечивает интересы перевозчика в случае, когда пассажир отказывается от полета, в то время, как времени для заключения договора воздушной перевозки пассажира с другими лицами у перевозчика уже не остается.


[1] Так, согласно п.227 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 №82. Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2007 №10186 (в ред. Приказа Минтранса от 08.10.2008 №165), вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию; несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.
[2] Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1./ Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2008. – С.853
[3] Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п.1 ст.428 ГК РФ).