Статья 107. Прекращение по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза

1. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:
1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
4) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;
5) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106;
6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса;
7) наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.
2. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи. В случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру воздушного судна не возвращается.

Автор комментария: О.И. Аксаментов

1. В п.1 комментируемой статьи приводится перечень случаев, дающий перевозчику право на расторжение договора перевозки пассажира или договора перевозки груза в одностороннем порядке. Данный перечень носит исчерпывающий характер, а следовательно, инициатива перевозчика на одностороннее расторжение договора перевозки ограничивается только семью приведенными условиями.

2. Отказ перевозчика от перевозки пассажира или от перевозки груза означает ни что иное, как односторонний отказ от исполнения договора перевозки. Однако, возможные случаи расторжения договора в одностороннем порядке строго регламентированы действующим гражданским законодательством. Возможные случаи расторжения договора в судебном порядке по инициативе одной из сторон предусмотрены в п.2 ст.450 ГК РФ. В комментируемой статье перечислены возможные варианты расторжения договора перевозки в одностороннем порядке по инициативе перевозчика без суда.

3. В подпункте 4 п.1 комментируемой статьи говорится о таком основании для расторжения договора перевозки пассажира, как отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа. Строго формально, отказ пассажира от оплаты провоза багажа означает, что пассажир не исполняет своей обязанности из договора перевозки багажа, что безусловно должно влечь за собой неблагоприятные имущественные последствия на стороне пассажира. Однако, спорным представляется то обстоятельство, что это может служить достаточным основанием для расторжения договора перевозки пассажира.
Как представляется, усмотрение перевозчика в данном случае совершенно безболезненно может быть обусловлено возможностью устранения возникших обстоятельств. Причем, во всяком случае необходимо оценить, как существующая ситуация влияет на действительность договора перевозки. Если исполнение договора перевозки пассажира возможно без устранения возникших обстоятельств, перевозчик не должен инициировать расторжение договора. Иначе, данный спектр возможных прав приведет к необоснованному злоупотреблению правом со стороны экономически более сильной стороны – перевозчика.
Аналогичная последовательность действий рекомендуется для перевозчика при ситуации, предусмотренной в подпункте 5 п.1 комментируемой статьи. Так, при отказе пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка означает, что пассажир отказывается от исполнения обязанности по оплате из договора перевозки пассажира – ребенка. Данная ситуация решается достаточно просто, если вспомнить, что договор перевозки пассажира представляет собой консенсуальный договор, а следовательно, заключается заблаговременно до начала самой перевозки. В некоторых случаях ребенок должен быть вписан в билет взрослого пассажира, а следовательно, договор перевозки ребенка на момент начала перевозки уже заключен, а провоз ребенка – оплачен.

4. Что же касается подпункта 7 п.1 комментируемой статьи, то устранить предусмотренные данным подпунктом обстоятельства не представляет никакого труда. Договор перевозки багажа и договор перевозки груза являются реальными договорами, а это означает, что момент заключения этих договоров совпадает во времени с моментом передачи багажа (груза) в фактическое владение перевозчика. До момента заключения соответствующих договоров – выдачи перевозчиком багажной квитанции (при перевозке багажа) или грузовой авианакладной (при перевозке груза), перевозчик производит действия по предполетному досмотру багажа (вещей находящихся при пассажире) или груза. При выявлении запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ, данные предметы или вещества к перевозке не принимаются, договор в отношении перевозки данных предметов или веществ не заключается.
Следовательно, договор перевозки груза в отношении предметов или веществ, запрещенных к воздушной перевозке, вообще не может быть заключен. Иначе, создается прямая угроза авиационной безопасности, а действия сотрудников соответствующей службы авиационной безопасности производившей предполетный досмотр груза могут быть квалифицированы как создающие опасность гражданской авиации.
В отношении случаев выявления предметов или веществ, запрещенных к воздушной перевозке, в багаже или вещах находящихся при пассажире, это обстоятельство, как представляется, никак не должно влиять на действительность договора перевозки пассажира. Пассажиру объясняется, что данные предметы или вещества не могут быть перевезены воздушным транспортом, после чего пассажир вправе распорядиться судьбой этих вещей по своему усмотрению.

5. Подпунктом 3 п.1 комментируемой статьи перевозчику предоставлено право в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки пассажира в интересах жизни и здоровья как самого пассажира, так и других лиц. Перевозчик может воспользоваться данным правом, если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки, либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц.
Медосмотр не входит в понятие предполетного досмотра пассажира. Пассажир обязан самостоятельно определить возможность пользования воздушным транспортом, исходя из состояния своего здоровья[1].
Таким образом, право перевозчика на односторонний отказ в перевозке, по условиям данного подпункта, обусловлено либо документальным подтверждением особого состояния здоровья пассажира, либо наличием фактических обстоятельств, когда особое состояние здоровья пассажира создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц, что очевидно и без документального того подтверждения.
Бремя несения обязанности по устранению неудобств для других лиц на борту воздушного судна, вследствие состояния здоровья пассажира, как представляется, лежит на пассажире. Перевозчику же, в данном случае предоставлено право оценить существующую ситуацию с точки зрения ее поправимости и принять решение – воспользоваться правом на расторжение договора в одностороннем порядке или нет.

6. В подпункте 6 п.1 комментируемой статьи говорится о случаях, когда реализация права перевозчика на одностороннее расторжение договора перевозки пассажира является его обязанностью, поскольку действия пассажира подпадают под признаки общественно опасного деяния.
В диспозиции данного подпункта раскрываются три возможных варианта противоправного поведения пассажира:
во-первых, нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна;
во-вторых, нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу жизни или здоровью других лиц;
в-третьих, невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 ВК РФ[2].

7. В подпункте 1 п.1 комментируемой статьи инициатива перевозчика на расторжение договора перевозки с пассажиром или с грузоотправителем, должна быть вменена ему в обязанность.
Нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, а при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита, могут быть квалифицированы как административное или уголовно наказуемое деяние. Осуществление контрольно надзорных функций в установленной сфере деятельности относится к компетенции федеральных органов государственной власти или их территориальных органов.
На перевозчика также возложены определенные обязанности по осуществлению контроля за соблюдением пассажирами и грузоотправителями паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством России требований в части, касающейся воздушной перевозки, неисполнение которых влечет привлечение перевозчика к административной ответственности [3]. Так, например, контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации[4].

8. Отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами (далее – ФАП), также дает перевозчику право на расторжение договора перевозки пассажира или договора перевозки груза по своей инициативе. Требования, предъявляемые к пассажиру, грузовладельцу или грузоотправителю, закрепленные в ФАП, могут иметь различную юридическую силу, в зависимости от уровня источника права, которым данный конкретный ФАП закреплен. Для более подробного рассмотрения вопроса о соотношении источников права, отсылаем читателя к комментариям к ст.2 и ст.3 ВК РФ.
Как представляется, требования ФАП, от выполнения которых отказывается пассажир, грузовладелец, либо грузоотправитель, во всяком случае, должны носить неустранимый характер. Иначе, инициирование перевозчиком расторжения договора в одностороннем порядке может повлечь нарушение права более слабой стороны по договору.

9. В соответствии с п.2 ст.107 ВК РФ, в случае прекращения по инициативе Перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи.
Таким образом, данный пункт комментируемой статьи обязывает перевозчика вернуть уже полученные им деньги за неиспользованную перевозку полностью, либо в части. Денежная сумма, подлежащая возврату пассажиру или грузоотправителю, исчисляется исходя из уже фактически исполненного перевозчиком на момент расторжения договорного обязательства.
Исключение, дающее перевозчику право не производить возврат уплаченной пассажиром суммы, составляют только случаи противоправного поведения пассажира на борту воздушного судна. В отношении грузоотправителя возврат уже фактически полученной перевозчиком оплаты по договору перевозки груза, должен производиться во всяком случае при расторжении договора в одностороннем порядке по инициативе перевозчика.


[1] Пункт 108 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 №82. Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2007 №10186 (в ред. Приказа Минтранса от 08.10.2008 №165).
[2] В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.58 ВК РФ, командир воздушного судна имеет право, в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам.
[3] В соответствии с п.1 ст.18.14 КоАП РФ, непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
[4] Ст.6 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 29.06.2004).