SITA

Международное общество авиационной электросвязи (СИТА) было создано на паевых началах в феврале 1949 г. на основе Устава, подписанного представителями 11 авиа­компаний из Англии, Бельгии, Голландии, Дании, Норве­гии, США, Франции, Швеции и Швейцарии. Местона­хождение – Брюссель. Официальные языки – француз­ский и английский. Срок деятельности Общества – 30 лет, он может быть продлен еще на 30 лет.

В соответствии с Уставом в цели Общества входит: изучение, создание, приобретение, применение и эксплуа­тация во всех странах средств, необходимых для переда­чи и обработки любой информации, связанной с работой авиатранспортных организаций – членов СИТА, за исклю­чением телеграмм частного характера. Оно может также обеспечивать связь по просьбе правительственных или меж­дународных организаций, служб связи «воздух – земля» и аэронавигационных служб на основе подписанных с этими организациями соглашений (ст. 3).

Любая компания, имеющая самолеты для перевозки людей, почты и грузов, может вступить в СИТА, причем преимущественным правом вступления пользуются авиакомпании – члены ИАТА (ст. 8).

Все заявления должны подаваться в письменной фор­ме в Совет директоров, который решает вопрос о приеме. Высший орган СИТА – Генеральная ассамблея, созы­ваемая раз в год. В ее работе участвуют генеральные директора авиакомпаний – членов СИТА. Ассамблея рас­сматривает и утверждает бюджет организации, решает вопросы по дальнейшему развитию и автоматизации центров связи Общества, избирает Совет директоров. Все члены СИТА являются членами Генеральной ассамблеи. Голосование проводится в соответствии с размером вкла­да члена организации.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи всей деятельностью организации руководит Совет дирек­торов в количестве не менее трех, но не более пятна­дцати членов. В состав Совета, который собирается раз в квартал, входят генеральные директора авиапредприя­тий-членов СИТА, имеющих не менее 50 единиц доле­вого участия; авиакомпании, имеющие меньшее коли­чество долей, территориально объединяются в группу, составляющую не менее 50 долей, и избирают одного упол­номоченного в Совет директоров. Из состава Совета директоров Генеральная ассамблея назначает Исполнительный комитет из трех человек, который осуществляет руководство текущей деятельностью Общества.

Бюджет СИТА состоит из долевых взносов авиаком­паний-членов. Размер долевого участия ежегодно пере­сматривается. Доля каждого члена определяется пропор­ционально использованию им средств связи Общества. Каждый член располагает минимум одной частью, а чле­ны, представляющие страну или одну финансовую груп­пу, не могут владеть более чем 20% капитала органи­зации.

С целью обеспечения нужд авиапредприятий – членов СИТА, осуществляющих международные полеты, за пе­риод деятельности Общества на всех континентах было создано свыше 150 центров организации. Главной задачей всех этих центров является обеспечение быстрого прохож­дения коммерческих телеграмм авиапредприятий-членов. Кооперирование авиакомпаний в рамках СИТА значи­тельно снижает их расходы, освобождая от необходимо­сти содержать и обслуживать дорогостоящие принимаю­щие и передающие устройства, в то же время позволяет пользоваться новейшими автоматизированными средства­ми связи.

В своей деятельности СИТА тесно сотрудничает с ИАТА.

(Международное воздушное право. Книга 1. М.: Изд. Наука., 1980. С.242-243. Авторы главы VII – В.Д. Бордунов, Ю.М. Смирнов)

Вернуться к списку