FAQ (часто задаваемые вопросы)

FAQ (часто задаваемые вопросы)

01.06.2018

 

Где я могу зарегистрировать свое воздушное судно? Какие документы необходимо пр​едставлять?
 

Предоставление государственных услуг по государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта в порядке, установленном Административными регламентами, утвержденными приказами Минтранса России от 06.05.2013 № 170 и от 05.12.2013 № 457.

Государственная регистрация сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии с Порядком государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.11.2011 № 287.


Выдается ли экспортный сертификат о годности к полетам при исключении воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации?
 

При исключении воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации пунктами 92-96 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации», утвержденного приказом Минтранса России от 05.12.2013 № 457, предусмотрены оформление и выдача заявителю свидетельства в соответствии с приложением 9 Административного регламента, подтверждающего исключение воздушного судна из реестра.

Выдача экспортного сертификата о годности к полетам при исключении воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации действующими в настоящее время нормативными правовыми актами не предусмотрена.


Как осуществляется возврат денежных средств за неиспользованный перелет?
 

Федеральным законом от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», регулирующим вопросы отношений в области защиты прав потребителей, определено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенным им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному вопросу (статья 32).

В соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155 (зарегистрирован в Минюсте России 04.12.2008), в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, возвращается тариф, примененный для расчета стоимости перевозки (п. 89).

Также, согласно статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

Росавиация не имеет полномочий по востребованию денежных средств с авиакомпании, и иных юридических лиц требования по характеру и размеру понесенных расходов могут быть удовлетворены перевозчиком по согласованию с Вами, а в случае возникновения разногласия по данному вопросу - в судебном порядке.


Почему багаж транзитных рейсов часто не доставляется в конечный пункт перевозки?
 

В соответствии с российским законодательством багаж пассажира, перевозка которого включает в себя участки на международных и внутренних авиалиниях, должен быть получен пассажиром в первом пункте посадки на территории Российской Федерации и предъявлен самим пассажиром для таможенного досмотра.


В связи с задержкой рейса - опоздание на стыковочный рейс, на какое финансовое возмещение можно рассчитывать?
 

Порядок перевозки пассажиров авиакомпаниями Российской Федерации регламентируется Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, зарегистрированным в Минюсте России 27.09.2007 № 10186.

Указанным документом определены условия, при которых перевозчик вправе задержать рейс, а именно: «Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией».


Проведение досмотра пассажиров, имеющих кардиостимуляторы.
 

В соответствии с пунктом 69 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2005 № 104 (далее – Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров) пассажиры, имеющие имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность (кардиостимуляторы), подвергаются ручному (контактному) методу досмотра и (или) личному (индивидуальному) досмотру без применения технических и специальных средств. В этом случае перед прохождением процедуры предполетного досмотра пассажир должен сообщить сотруднику службы авиационной безопасности (далее – САБ) об имеющемся у него кардиостимуляторе и предъявить документ (справку) из медицинского учреждения, подтверждающий его наличие у пассажира.


Зарубежная авиакомпания отказала в возврате денежных средств за невыполненную международную перевозку (перевозка не включала пункты на территории Российской Федерации).
 

Перевозка пассажиров иностранной авиакомпанией вне территории Российской Федерации не может регулироваться российским законодательством и положениями Соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством того или иного государства о воздушном сообщении.


Запрещенные к перевозке на борту воздушного судна опасные вещества и предметы.
 

Перевозка опасных веществ и предметов членами экипажа и пассажирами в вещах, находящихся при них, на борту воздушного судна осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, разработанными с учетом Стандартов и Рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Перечень основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами определен в приложении № 1 к Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров. Информация по авиационной безопасности для пассажиров в аэропортах Российской Федерации размещена на плакатах в местах продажи авиабилетов, в зонах регистрации пассажиров, перед пунктами досмотра, в местах заполнения таможенных деклараций и оформления багажа, в которых указаны перечни опасных веществ и предметов, запрещенных к воздушной перевозке, правила перевозки на воздушных судах оружия, боеприпасов, специальных средств, радио-, фото- и видеоаппаратуры, электронно­-вычислительной и телевизионной техники, а также допустимые нормы провоза ручной клади и др. С указанной информацией рекомендуем заранее ознакомиться на официальном сайте перевозчика или обратиться за разъяснениями непосредственно в аэропорт вылета.


Запрет фото- и видеосъемки в контролируемой зоне аэропорта.
 

В соответствии с требованиями пункта 3.4 Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации, утвержденного приказом Федеральной авиационной службы России от 20.01.1998 № 22, в контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия) не допускается использование без разрешения САБ кинокамер, фото- и видеоаппаратуры, а также производить съемку авиационной техники, специального оборудования, технической документации и объектов аэропорта (авиапредприятия) без соответствующего на то разрешения.


Досмотр обуви, верхней одежды, головных уборов и ремней.
 

В соответствии с Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров (в редакции от 16.04.2012) пассажирам предлагается выложить имеющиеся в одежде предметы, содержащие металл (портсигары, ключи, пачки сигарет и т.п.), снять верхнюю одежду (пальто, куртка, плащ, пиджак, свитер, джемпер, пуловер, кофта и т.п., головной убор), ремень (пояс) шириной более 4,0 см или толщиной более 0,5 см, обувь за исключением обуви с высотой каблука менее 2,5 см и с подошвой толщиной менее 1,0 см и уложить все в лотки, корзины, поставить на транспортер рентгенотелевизионного интроскопа.

Вместе с этим согласно пунктам 45 и 50 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров при прохождении предполетного досмотра в случаях срабатывания сигнального устройства стационарного металлоискателя пассажиру предлагается предъявить имеющиеся у него в одежде или на теле металлические предметы и повторно пройти через рамку стационарного металлоискателя. При необходимости инспектор по досмотру определяет места расположения металлических предметов у пассажира с помощью ручного металлоискателя или путем проведения ручного (контактного) метода досмотра. При проведении предполетного досмотра может проводиться личный (индивидуальный) досмотр пассажиров в специальных помещениях (кабинах) для личного (индивидуального) досмотра.

Таким образом, действия сотрудников САБ аэропорта в части дополнительного досмотра обуви и ремней не противоречат установленным требованиям нормативных правовых актов и направлены исключительно на обеспечение безопасности пассажиров, членов экипажа и работников аэропорта.

Кроме того, в соответствии со ст. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 897 «О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» администрация аэропорта имеет право в зависимости от складывающейся обстановки, угрожающей безопасности деятельности аэропорта, вводить дополнительные меры безопасности.


Должен ли диспетчер управления воздушным движением подтверждать свою квалификацию в рамках имеющейся квалификационной отметки путем демонстрации при проведении проверок теоретических знаний и практических навыков?
 

В соответствии с требованиями пункта 8 Федеральных авиационных правил «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам инструкторам», утвержденных приказом Минтранса России от 26.11.2009 № 216, диспетчер управления воздушным движением должен подтвердить свою квалификацию в рамках имеющейся квалификационной отметки (отметок) путем демонстрации при проведении проверок (тестирования) теоретических знаний и практических навыков с периодичностью: для диспетчера УВД 1-го класса – один раз в три года, для диспетчера УВД 2-го класса – один раз в два года, для диспетчера УВД 3-го класса – ежегодно.


Правомерно ли выполняются полеты воздушными судами над населенными пунктами?
 

Полеты воздушных судов над населенными пунктами регламентированы воздушным законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 72 Федерального закона от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно­-посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Отступления от данного правила полета определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В частности, пункт 48 постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» устанавливает, что полеты воздушных судов над населенными пунктами в целях осуществления мероприятий по спасанию жизни и охране здоровья людей, пресечения и раскрытия преступлений могут выполняться на высоте, обеспечивающей реализацию указанных мероприятий, с возложением ответственности за обеспечение безопасности выполнения полетов на уполномоченное лицо, организующее такие полеты. Также в соответствии с требованиями пункта 3.31 приказа Минтранса России от 31.07.2009 № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» полеты воздушных судов могут производиться над населенными пунктами, расположенными в границах районов аэродромов, где выполняются полеты по маршрутам прилета и вылета для воздушных судов, следующих по правилам визуальных полетов на аэродромы и посадочные площадки.


Необходимость и порядок согласования строительства в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов. 
 

В соответствии со ст. 46 Воздушного кодекса Российской Федерации проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Пунктом 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138, установлено, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов – окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 5.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396, Росавиация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно- космического поиска и спасания, в том числе в отношении имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Росавиации.

В целях выполнения указанной функции решением Росавиации 30.06.2014 № АН1.04-2214 согласование строительства в пределах приаэродромных территорий аэродромов поручено межрегиональным территориальным управлениям воздушного транспорта Росавиации.